Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев кассационную жалобу представителя Журавлёва О.Г. по доверенности Лубинца О.В. на определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2021 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года об оставлении без движения административного иска Журавлёва О.Г. к начальнику НГО ГУ ФССП по Краснодарскому краю, ГУФССП по Краснодарскому краю об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Журавлёв О.Г. обратился в Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия по своевременному направлению Журавлёву О.Г. копии постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в таковом; возложении на начальника обязанности устранить нарушение прав Журавлёва О.Г. путём принятия предусмотренных законом мер к направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в таковом по исполнительному листу, выданному на основании определения мирового судьи по делу N
Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2021 года административный иск оставлен без движения, Журавлёву О.Г. предложено устранить имеющиеся недостатки в срок до 26 июля 2021 года включительно. Основанием для оставления административного иска без движения послужило неуказание должника в качестве лица, участвующего в деле (заинтересованного лица), копия административного иска для него не приложена. Также суд отметил необходимость отразить в административном иске действительный адрес административного истца и представить оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.
На основании определения Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2021 года административный иск возвращен заявителю.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 ноября 2021 года, представитель Журавлёва О.Г. по доверенности Лубинец О.В. ставит вопрос об отмене определения Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2021 года и апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года. Как указывает заявитель, при подаче административного иска Журавлёв О.Г. приложил копию административного иска, что отражено в приложении. Считает, что в силу норм налогового законодательства необходимость уплаты государственной пошлины отсутствовала. По мнению подателя кассационной жалобы, в административном иске изложены достаточные сведения, необходимые для извещения в числе прочих административного истца о времени и месте рассмотрения заявленных требований.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2021 года кассационная жалоба принята к производству.
На основании части 2 статьи 327.1 КАС РФ кассационные жалобы рассмотрены судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному иску, закреплены в статьях 125, 126 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено приведенным Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями данного Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Частью 7 статьи 126 КАС РФ предусмотрено, что административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
В силу пунктов 1, 3, 7 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено упомянутым Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 этого Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств; иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями данного Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Частью 1 статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что, если иное не предусмотрено названным Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 данного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Оставляя без движения административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в административном иске не указан должник в качестве лица, участвующего в деле (заинтересованного лица), копия административного иска для него не приложена. Также суд отметил необходимость отразить в административном иске действительный адрес административного истца и представить оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.
Краснодарский краевой суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем при решении вопроса о приемлемости административного иска Журавлёва О.Г. судами не учтено следующее.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Конституция Российской Федерации - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), - гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46, часть 2). Приведенным конституционным положениям корреспондируют международно-правовые гарантии права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6), возлагающими на государство обязанность обеспечения каждому доступ к суду в случае спора о его гражданских правах и обязанностях.
Из текста административного искового заявления видно, что заявитель оспаривает бездействие должностного лица, выразившееся в непринятии мер по своевременному направлению Журавлёву О.Г. копии постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в таковом.
С учетом того, что в рамках административного дела Журавлёвым О.Г. оспаривается бездействие судебного пристава-исполнителя, подлежит применению абзац 2 подпункта 7 части 1 статьи 333.36 НК РФ, в соответствии с которым административный истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Более того, не влечет оставление административного искового заявления без движения несоответствие адреса места жительства заявителя, указанного в административном иске, и адреса в приобщенной к нему доверенности. При рассмотрении административного дела по существу суд в целях надлежащего извещения не лишен возможности направления процессуальных документов по всем известным адресам лица, участвующего в деле. Также в административном иске имеются сведения представителя административного истца и его номер телефона для связи.
Помимо этого, сведения, указанные в доверенности, выданной 21 апреля 2018 года, могут потерять актуальность на дату обращения Журавлёва О.Г. в суд с данным административным иском - 12 июля 2021 года.
Иные указанные в обжалуемых определениях недостатки административного искового заявления, в том числе о непривлечении к участию в деле должника, не могли являться основанием для оставления его без движения, а потом и для его возврата, поскольку в силу статей 135 и 138 КАС РФ могли быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, назначаемых в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, в ходе которых возможно опросить административного истца по существу заявленных требований, разрешить вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, истребовать доказательства по инициативе суда.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для оставления административного иска без движения по данным обстоятельствам.
В силу пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 КАС РФ, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции. Например, при обжаловании в суд кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.
При таких обстоятельствах определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2021 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года и определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2021 года подлежат отмене как принятые с существенным нарушением норм процессуального права и нарушающие право административного истца на доступ к правосудию с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2021 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года и определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2021 года отменить, направить материал по административному иску Журавлёва О.Г. к начальнику НГО ГУ ФССП по Краснодарскому краю, ГУФССП по Краснодарскому краю об оспаривании бездействия в Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края для рассмотрения вопроса о принятии его к производству суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.