Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н.А, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы администрации г. Керчи Республики Крым Бороздина А.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 мая 2021 года по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Лекомцева Алексея Витальевича к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор города Керчи Республики Крым обратился в суд в интересах Лекомцева А.В. с иском к администрации города Керчи Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением.
В обоснование исковых требований указал, что Лекомцев А.В, "данные изъяты" года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище. По указанным основаниям просил суд обязать администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Лекомцеву А.В. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее "данные изъяты" кв. м. общей площади жилого помещения вне очереди.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора в интересах Лекомцева А.В. удовлетворены. На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Лекомцеву А.В. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения применительно к условиям населенного пункта города Керчи Республики Крым, в котором предоставляется жилое помещение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 мая 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрации г. Керчи Республики Крым ФИО5 просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение об отказе в иске, указывая на то, что право на обеспечение Лекомцева А.В. жилым помещением может быть реализовано при наличии бюджетных ассигнований.
На судебное заседание в кассационный суд явились: прокурор Шаповалова О.Ю.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В этой связи судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Шаповалову О.Ю. о законности и обоснованности судебных постановлений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, прокуратурой города Керчи Республики Крым на основании обращения Лекомцева А.В. проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Лекомцев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать истца осуждена и находилась в местах лишения свободы, лишена родительских прав в "данные изъяты" году.
Решением Керченского горисполкома от 28 апреля 2012 года N 283 Лекомцев А.В. включен в список детей, оставшихся без попечительства родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно сообщению администрации города Керчи Республики Крым от 18 ноября 2020 года, а также решения Исполнительного комитета Керченского городского совета от 11 марта 2013 года N 9 Лекомцеву А.В. на временной основе предоставлена комната в общежитии, благоустроенное жилое помещение не представлено. Согласно акту обследования условий проживания в ней от ДД.ММ.ГГГГ, истец нуждается в обеспечении жилым помещением.
В настоящее время истец состоит в очереди на обеспечение жилым помещением, порядковый номер в очереди по списку среди детей-сирот на получение жилого помещения N 12.
Установив, что у Лекомцева А.В... возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции, руководствуясь статьями 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона N46-ЗРК/2014, положениями Закона Республики Крым N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, поскольку не обеспечение Лекомцева А.В. жилым помещением свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного решения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01.01.2013г, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка, предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения принят Закон Республики Крым "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым", в соответствии со ст. 9, которого органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Учитывая установленные судами обстоятельства в совокупности с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, признанные судом апелляционной инстанции обоснованными, согласуются с установленными обстоятельствами дела, соответствуют характеру возникших правоотношений и основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спор, а также на доказательной базе, полученной с соблюдением положений процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, являлись предметом тщательной проверки судов при разрешении настоящего спора и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах.
Доводы ответчика об отсутствии бюджетного финансирования являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Судом установлены все обстоятельства дела, которые получили правовую оценку во взаимосвязи, в решении отражены все значимые и важные обстоятельства, приведены мотивы, по которым суд пришел к тем или иным выводам и постановилобжалуемое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации г. Керчи Республики Крым Бороздина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.