Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Думушкиной В.М, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрация города Керчи по доверенности Волковой Е.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 марта 2021 года по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора г. Керчи в интересах Гореловой Алины Игоревны к администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица - управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности заместителя прокурора г. Керчи в интересах Гореловой А.И. обратился в суд с иском к администрации г. Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указано, что 05 декабря 2019 года в прокуратуру г. Керчи обратилась Горелова А.И, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, заявив о нарушении её права на получения жилья. В ходе проверки установлено, что Горелова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в г. Керчи, вместе с тем до настоящее время жилье ей не предоставлено, то есть её право на получение жилья не реализовано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд возложить на администрацию г. Керчи обязанность предоставить Гореловой А.И, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены. На администрацию г. Керчи возложена обязанность предоставить Гореловой А.И, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 марта 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрация города Керчи по доверенности Волковой Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду несоответствия выводов судов, содержащихся в них, фактическим обстоятельствам дела, ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению благоустроенного жилья лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, за счет субвенций из бюджета Республики Крым, исполнение решение суда не предоставляется возможным. В связи с чем, полагает, что судами неверно истолкованы нормы материального права, а именно содержание и смысл действующего законодательства понимаются неверно, что привело, к неправильным выводам о возложении на ответчика обязанности по выполнению отдельных делегированных государственных полномочий - предоставлению благоустроенных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, без обеспечения финансовыми ресурсами из бюджета Республики Крым и как следствие, к принятию неверных судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
На судебное заседание в кассационный суд явились: прокурор Шаповалова О.Ю.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В этой связи судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Шаповалову О.Ю, полагавшую судебные постановления законными и обоснованными судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает.
Суды установили, что согласно свидетельству о рождении "данные изъяты" N ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее родители, отец и мать ФИО1 и ФИО2 "данные изъяты" году соответственно, в связи с чем, решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ Гореловой А.И. присвоен статус "ребенок-сирота".
ФИО3 прописана в "адрес", "адрес" в "адрес", который принадлежит её бабушке ФИО9 Право собственности на указанный объект недвижимости у Гореловой А.И. отсутствует. Иного недвижимого имущества Горелова А.И. в собственности не имеет.
Постановлением главы администрации г. Керчи от 25 февраля 2016 года N 375/1-п Горелова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Решением комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Гореловой А.И. отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение предоставляется в порядке очередности.
ДД.ММ.ГГГГ Горелова А.И. обратилась в Прокуратуру г. Керчи с заявлением по факту не предоставления администрацией города Керчи Республики Крым благоустроенного жилого помещения.
В рамках проведения прокурорской проверки, из Администрации города Керчи Республики Крым получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос и.о. заместителя прокурора г. Керчи в соответствии с которым на основании личного заявления постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п ФИО3 принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включена в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь 91306, очередность по спискам детей-сирот, и детей, лишенных родительского попечения - 68. Жилыми помещениями данная категория граждан обеспечивается за счет средств федерального бюджета по целевым программам. В г. Керчи строительство социального жилья не осуществляется, свободных жилых помещений, отвечающих требованиям Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N- "данные изъяты" "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" не имеется. В Министерство образования, молодежи и науки Республики Крым ежемесячно подаются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые включена и Горелова А.И.
Из ответа ГБУ РК Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи от ДД.ММ.ГГГГ N и акта социального обследования семьи N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Горелова А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в "адрес", в "адрес" приезжает в летний период к бабушке ФИО9, нуждается в жилом помещении, но в социально опасном положении не находится.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, исходил из того, что Горелова А.И. относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ей не предоставлено, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится Горелова А.И, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу, противоречат судебным актам и материалам дела, основаны на ошибочном толковании действующих правовых норм, судами первой и апелляционной инстанций им с соблюдением требований ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрация города Керчи по доверенности Волковой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.