Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (далее - ГУ УПФ РФ в г.Элисте Республики Калмыкия) о включении периодов работы в специальный стаж.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
В специальный стаж пенсионным органом необоснованно не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, период работы в должности фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при оказании медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией и подозрением на новую короновирусную инфекцию, исчислен ответчиком в календарном исчислении, хотя подлежит исчислению как один день работы за два.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истица просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, включить в специальный стаж в льготном исчислении период работы в должности фельдшера выездной бригады бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" (далее - БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 апреля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, на ГУ УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия возложена обязанность включить в специальный стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в должности фельдшера выездной бригады БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, как день за два.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июня 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в городе Элисте Республики Калмыкия просит судебные акты отменить в части возложения обязанности включить в специальный стаж период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" исчислен в календарном исчислении (л.д.12-13).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" в льготном исчислении, 1 день работы как 2 дня, суд первой инстанции указал, что исходя из буквального толкования п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в льготном исчислении подлежат периоды соответствующей работы, имевшей место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов об удовлетворении исковых требований в указанной части сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
На основании ч.2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее также- Постановление от 06.08.2020 N 1191).
Пунктом 1 Постановления от 06.08.2020 N 1191 предусмотрено, что что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в следующем порядке: день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня.
Из указанной нормы следует, что льготное исчисление специального стажа предусмотрено только для медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии.
Согласно пункту 6 распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 18 марта 2020 г. N 77-р, в связи с угрозой распространения в Республике Калмыкия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Министерству здравоохранения Республики Калмыкия поручено обеспечить готовность медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь амбулаторно и стационарно, оказывающих скорую медицинскую помощь, к приему и оперативному оказанию медицинской помощи больным с респираторной симптоматикой, отбору биологического материала от больных для исследований на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV), маршрутизацию больных с признаками внебольничной пневмонии в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь стационарно, в условиях, специально созданных для данного контингента больных.
Приказом БУ РК "Станция скорой медицинской помощи" от ДД.ММ.ГГГГ N учреждение переведено в режим "Повышенная готовность" с 17.00 часов ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения о трудовой деятельности медицинских работников, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на данную инфекцию, должны подаваться работодателями в территориальные органы Пенсионного фонда в составе сведений индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные сведения в отношении истицы поданы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который учтен ответчиком в льготном исчислении.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной БУ РК "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" ФИО5 работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N засчитывается как 2 дня за 1 день работы.
Данных об условиях работы истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с пациентами с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции или подозрением на данную инфекцию в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда о включении указанного периода работы в льготном исчислении нельзя признать основанным на нормах права и соответствующим обстоятельствам дела.
Допущенные судом при рассмотрении настоящего дела нарушения норм материального права являются существенными, они повлекли неправильное разрешение спора и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить юридически значимые обстоятельства, дать им правовую оценку и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июня 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.