Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Бетрозовой Е.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и включении периода работы в страховой и специальный стаж по кассационной жалобе О.Н. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.05.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав О.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности Ю.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
О.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (далее - ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и включении периода работы в страховой и специальный стаж.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.01.2021 отказано О.Н. в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба О.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе О.Н. просит об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный и страховой стаж периода службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения в полном объеме, и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в отмененной части.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебном заседании О.Н. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю) по доверенности Ю.А. возражала относительно доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании, представителем ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю было заявлено ходатайство о замене стороны ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара на ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю, в связи с реорганизацией истца в форме присоединения к ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.10.2021.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ О.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно решению ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 31.08.2020 в установлении пенсии О.Н. было отказано по причине отсутствия специального стажа работы.
Согласно решению ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, общий страховой стаж, подтвержденный пенсионным органом составил 34 года 06 месяцев 25 дней, а специальный стаж по списку N производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда. Занятость, в которых дает право на пенсию на льготных условиях составил 5 месяцев 19 дней, по списку N - 7 лет 8 месяцев 19 дней, общий суммарный стаж по Списку N составил 8 лет 2 месяца 10 дней.
В последующем, решением ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 18.11.2020 указанный спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара засчитан в страховой и специальный стаж, так как выписка из индивидуального лицевого счета была дополнена с указанием льготы.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что страховой стаж О.Н. составляет 35 лет 3 месяца 23 дня, суммарный стаж по Списку N составляет 8 лет 11 месяцев 8 дней, в связи с чем отсутствуют основания для включения истцу в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода его службы в Вооруженных силах СССР и отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа для назначения соответствующей пенсии.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 NФЗ-400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в п. 1 ст. 10).
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 названного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
В целях реализации прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-400 "О страховых пенсиях" применяется "Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983, с последующими изменениями и дополнениями) по состоянию на 31.12.2002.
Список N 2 от 26.01.1991 N 10, "Производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
До 01.01.1992 Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров от 22.08.1956 N 1173.
Согласно Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается к работе, либо которая следовала за окончанием службы, либо которая предшествовала службе и учитывается в специальный стаж в размере, не превышающем имеющийся льготный стаж до 01.01.1992.
Согласно подпункта "к" пункта 109 Положения N 590 при назначении пенсий на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 1 и 2) служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом служба, приравниваемая к работе по Списку N 2 утвержденному постановлением Совета Министров от 22.08.1956 N 1173, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы до 01.01.1992, требуемый стаж должен быть полным на дату отмены закона "О государственных пенсиях", то есть, на 01.01.1992, поскольку льготная пенсия при сниженном пенсионном возрасте пропорционально отработанному льготному стажу по Закону от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", не устанавливалась (действуют общие правила).
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
произвести замену истца с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, в связи с реорганизацией путем присоединения.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Бетрозова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.