Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего А.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, признании права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца по кассационной жалобе Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17.06.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Н.В, действуя в интересах несовершеннолетнего А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия (далее - ГУ УПФ РФ в г. Элисте Республики Калмыкия) о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, признании права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13.04.2021 исковые требования Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего А.А, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17.06.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Н.В. просит об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, суд апелляционной инстанции неверно применил нормы законодательства, регламентирующие обязанность стороны предоставить государственному органу документы в переведенном виде.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Н.В. и А.А.Г.
Отец А.А. - А.А.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти - "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Н.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Элисте Республики Калмыкия с заявлением о назначении ее сыну пенсии по случаю потери кормильца.
В подтверждение факта смерти А.А.Г. в пенсионный орган ею представлен документ - свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ГУ "Атырауский городской отдел занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния" Республики Казахстан.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Элисте Республики Калмыкия от 29.12.2020 отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца А.А.Г. в связи с тем, что отсутствует заверенный перевод текста печати, имеющейся в представленном свидетельстве о смерти.
Не согласившись с данным отказом Н.В. обратилась в суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что представление в пенсионный орган для получения пенсионного обеспечения стороной истца документа, выданного иностранным государством, хотя и содержащего перевод текста на русский язык, но в отсутствие перевода печати учреждения, его выдавшего, не может свидетельствовать о соблюдении истцом порядка представления документов, необходимых для назначения социальной пенсии.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно части 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 11 названной статьи предусмотрено, что в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно части 6 ст. 5 и пункту 8 части 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
Статьей 11 данного закона предусмотрено, что право на социальную пенсию согласно настоящему Федеральному закону имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (подпункт 3 часть 1). Указанным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца (часть 3).
Таким образом, действующим правовым регулированием установлено, что в зависимости от наличия или отсутствия у умершего кормильца страхового стажа нетрудоспособным членам его семьи назначается соответственно страховая (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") или социальная пенсия по случаю потери кормильца (Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В силу части 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 1 указанного Перечня он включает в себя документы, необходимые для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) (далее - установление пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - Федеральный закон "О накопительной пенсии"), Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Пунктом 10 Перечня документов установлено, что для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж умершего кормильца, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; в) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; г) об индивидуальном пенсионном коэффициенте умершего кормильца; д) о возрасте умершего кормильца.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В силу ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В ст. 1 названного Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных Соглашений, на территории которых проживают указанные лица.
Пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств бывших республик Союза ССР" (далее - Указание от 18 января 1996 года N 1-1-У), предусмотрено, что представляемые документы о стаже и заработке из государств бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как определено пунктом 17 Указания от 18 января 1996 года N 1-1-У, документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 17.06.2021оставить без изменения, кассационную жалобу Н.В. - без удовлетворения
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.