Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО СК "Чулпан", ФИО2 о взыскании суммы материального ущерба, штрафа, неустойки, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе АО СК "Чулпан" на решение Ворошиловского районного суда г. Ростов-на-Дону от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения представителя АО СК "Чулпан" - ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО СК "Чулпан", ФИО2 о взыскании суммы материального ущерба, штрафа, неустойки, компенсации морального вреда. Истец просил суд взыскать со страховой компании сумму страхового возмещения в размере 327 000 рублей, штраф - 163 500 рублей, неустойку - 400 000 рублей, компенсацию морального вреда - 10 000 рублей, расходы на проведение досудебной экспертизы - 6 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 25 000 рублей; с ФИО2 в счет возмещения ущерба, превышающего размер страхового возмещения, 9 223 рубля.
Решением Ворошиловского районного суда города Ростов-на-Дону от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 апреля 2021 года, исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с АО СК "Чулпан" в пользу ФИО1 в счет страхового возмещения денежную сумму в размере 327 000 рублей, в счет неустойки денежную сумму - 300 000 рублей, штраф - 163 500 рублей, в счет досудебного исследования - 5 934 рубля, в счет компенсации морального вреда - 500 рублей, в счет оплаты услуг представителя - 14 835 рублей.
С ФИО2 в пользу ФИО1 суд взыскал в счет возмещения ущерба, причиненного ДТП, - 3 500 рублей, в счет досудебного исследования - 66 рублей, в счет оплаты услуг представителя - 165 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
С АО СК "Чулпан" также взыскана в пользу ООО "Центр Экспертизы и Оценки" в счет проведения экспертного исследования денежная сумма в размере 41 538 рублей, с ФИО2 - 462 рубля.
В доход местного бюджета суд взыскал государственную пошлину с АО СК "Чулпан" в размере 9 770 рублей, с ФИО2 - 400 рублей.
АО СК "Чулпан" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, в виду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что 20 марта 2019 года между истцом и АО СК "Чулпан" заключен договор ОСАГО серии МММ N с периодом страхования с 20 марта 2019 года по 19 марта 2020 года.
В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 19 мая 2019 года, вследствие действий водителя ФИО2, управлявшего транспортным средством ВАЗ 2107, государственный регистрационный номер Х136СС123, был причинен вред транспортному средству Мицубиси Лансер, государственный регистрационный знак "данные изъяты", год выпуска - 2013, принадлежащему истцу на праве собственности, что подтверждается данными свидетельства о государственной регистрации транспортного средства.
21 мая 2019 года истец обратился в АО СК "Чулпан" с заявлением о прямом возмещении убытков по Договору ОСАГО, предоставив необходимые документы.
23 мая 2019 года АО СК "Чулпан" организован осмотр транспортного средства с составлением акта.
АО СК "Чулпан" организована независимая техническая экспертиза в экспертной организации ИП ФИО7
Согласно экспертному заключению ИП Левченко А.Ю. от 31 мая 2019 года N.19, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа комплектующих деталей (изделий, узлов и агрегатов) составляет 85 200 рублей, с учетом износа составляет 71 500 рублей.
АО СК "Чулпан" признало случай страховым и осуществило выплату страхового возмещения в размере 71 500 рублей, расходов по оплате услуг эксперта - 1 500 рублей.
Не согласившись с выплаченной суммой, истец самостоятельно обратился в ООО "Альянс-Плюс" для установления размера причиненного имуществу ущерба. Согласно заключению ООО "Альянс-Плюс", стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа составляет 409 223 рубля.
18 июня 2019 года истец направил в адрес АО СК "Чулпан" заявление (претензию) с требованием о выплате страхового возмещения в размере 327 000 рублей.
АО СК "Чулпан" в ответ на заявление (претензию) от 18 июня 2019 года письмом от 26 июня 2019 года уведомило истца об отказе в удовлетворении требований.
15 апреля 2020 года истец обратился к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной истории и деятельности кредитных организаций.
Для решения вопросов, связанных с рассмотрением данного обращения, Финансовым уполномоченным было принято решение об организации независимой технической экспертизы, с привлечением экспертной организации ООО "ПЭК".
В соответствии с экспертным заключением ООО "ПЭК" от 6 мая 2020 года N 558Р/0, размер расходов на восстановительный ремонт транспортного средства без учета износа комплектующих деталей (изделий, узлов и агрегатов) составляет 69 900 рублей, с учетом износа составляет 58 000 рублей, рыночная стоимость транспортного средства на дату ДТП составляет 75 150 рублей. Расчет стоимости годных остатков не производился в связи с не наступлением гибели транспортного средства.
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной истории и деятельности кредитных организаций решением от 5 июня 2020 года пришел к выводу о том, что АО СК "Чулпан", выплатив страховое возмещение в размере 71 500 рублей, исполнило перед истцом обязательство, предусмотренное Договором ОСАГО, в связи с чем требование истца о взыскании страхового возмещения признано не обоснованным и оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Для проверки доводов сторон на основании определения суда от 29 июля 2020 года была назначена судебная комплексная трасологическая и автотовароведческая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Центр экспертизы и оценки".
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
- определить перечень повреждений, полученных транспортным средством "Мицубиси Лансер", гос. per. знак "данные изъяты", в результате происшествия от 19 мая 2019 года при указанных в документах ГИБДД обстоятельствах;
- с учетом ответа на первый вопрос определить стоимость восстановительного ремонта транспортного средства Мицубиси Лансер, гос. per. знак "данные изъяты", на дату ДТП от 19 мая 2019 года в соответствии с "Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П).
Согласно заключения судебной комплексной трасологической и автотовароведческой экспертизы N 036/2020 от 29 сентября 2020 года, в результате проведенных исследований был определен перечень повреждений, полученных транспортным средством "Мицубиси Лансер", гос. per. знак "данные изъяты", в результате происшествия от 19 мая 2019 года при указанных в документах ГИБДД обстоятельствах, а именно: облицовка переднего бампера, крыло переднее правое, капот, петли капота, замок капота, фара передняя правая, фара передняя левая (частично), крыло переднее левое, проводка моторного отсека, лонжерон передний правый, опора балки переднего бампера, балка переднего бампера, арка колесная передняя правая, замковая панель, конденсатор, радиатор, диффузор вентилятора, передние airbag, панель приборов, передние ремни безопасности.
Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства Мицубиси Лансер, гос. peг. знак "данные изъяты", на дату ДТП от 19 мая 2019 года в соответствии с "Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (утв. Банком России 19 сентября 2014 года N 432-П) составила: с учетом износа: 403 500 рублей, без учета износа: 497 800 рублей.
В ходе допроса эксперт ФИО8 пояснил, что при производстве данной судебной экспертизы использовал общенаучные и частнонаучные методы. Были установлены необходимые ремонтные воздействия для восстановления транспортного средства в состояние предшествующее ДТП, руководствуясь принципом необходимых и достаточных условий, нормами и технологией работ, рекомендуемыми заводом изготовителем, с учетом конструктивных особенностей автомобиля.
Эксперт принимает решение о замене агрегата, узла, детали при технической невозможности или экономической нецелесообразности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных актов Российской Федерации, отраслевых нормативов и нормативов предприятий - изготовителей транспортных средств, регламентирующих нормы технического состояния и безопасности эксплуатации АМТС. Решению о замене агрегатов и узлов должны предшествовать, как правило, их разборка или диагностирование состояния. Стоимость деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене, определена согласно электронных баз данных стоимостной информации (справочников).
Перечень работ по ремонту транспортного средства соответствует рекомендациям завода-изготовителя. Стоимость 1 нормо-часа по категориям работ взята согласно данным сайта РСА.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59-61, 67, 79 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 309, 929, 931, 965, 1072, 1064, 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из того, что в ходе рассмотрения дела достоверно подтвержден факт наступления страхового случая, причинение ущерба истцу и его размер, при этом оснований для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения не установлено.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны ранее высказанной позиции заявителя, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда города Ростов-на-Дону от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО СК "Чулпан" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.