Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Якубовской Е.В, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Белозеровой К.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения, о внесении изменений в исполнительные документы, о возложении обязанности по назначению надбавки к пенсии, о взыскании сумм с учетом индексации, по кассационной жалобе Белозеровой К.Д. на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 января 2021 года и Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Истец Белозерова К.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконными действий ответчика указав, что с 1993 года является получателем пенсии по возрасту. Ранее, по законодательству Украины ей назначена мера социальной поддержки как ребенку войны, а именно надбавка к пенсии в размере 30%. Однако при перерасчете пенсии по российскому законодательству ответчик не выплачивает указанную меру социальной поддержки, ссылаясь на отсутствие такого статуса. Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец обратилась с настоящим иском в суд.
С учетом уточнений исковых требований Белозерова К.Д. просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в невыплате к пенсии надбавки в размере 30%, предусмотренной Законом Украины N2195-IV от 18.11.2004 "О социальной защите детей войны", также просила о перерасчете пенсии с учетом 30% надбавки, о внесении изменений в исполнительные листы N, N, заменив должника Управление Пенсионного фонда в Киевском районе г.Симферополя на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Симферополя в Республике Крым в связи с правопреемством, о взыскании суммы недоплаченной надбавки к пенсии с 2008 года по 2020 год.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 января 2021 года в удовлетворении исковых требований Белозеровой К.Д. отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июля 2021 года решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 января 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Белозеровой К.Д. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Белозерова К.Д. просит отменить судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что пенсионный орган необоснованно отказывается производить доплаты в размере 30 %, по основаниям отсутствия правопреемства украинских государственных учреждений, что, по мнению заявителя, не соответствует действующему законодательству. Считает, что ответчиком представлены ложные доказательства о том, что истцу с 01.01.2015 пересчитана пенсия по российскому законодательству с учетом 30% надбавки. Считает, что суды не приняли во внимание законодательство Российской Федерации, принятое для регулирования правоотношений с участием детей войны при присоединили Крыма к России; не признают правопреемство; судами сделан неверный вывод о прекращении деятельности государственных органов Украины, расположенных в Крыму, без учета продолжения их полномочий по имущественно-денежным отношениям к государственным органам Республики Крым, что и является, по мнению заявителя, законом о правопреемстве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
На основании части1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются в частности нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что истец является получателем пенсии по возрасту с 30.09.1993 в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 01.01.2015.
Согласно распоряжению о перерасчете пенсии с 01.12.2013, имеющемуся в выплатном деле Белозеровой К.Д, в состав расчета пенсии вошла, в том числе, надбавка как лицу, имеющему статус "Дети войны" в размере 66, 43 грн, общий размер пенсии на указанную дату составил 1225, 23 грн.
Размер пенсии истца по состоянию на 31.12.2014 составила 9311, 75 рублей.
С 01.01.2015 пенсионное дело Белозеровой К.Д. в порядке Федерального закона от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" поставлено на учет в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Симферополя, пенсия истца пересчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации и на 01.01.2015 составила 11699, 05 рублей, с последующей индексацией. На 01.01.2018 размер пенсии составил 14853, 29 рублей.
При расчете пенсии пенсионным органом учтен общий трудовой стаж до 01.01.2002 - 38 лет 00 месяцев 02 дня, пенсионные баллы за нестраховые периоды - 8, 1, средний заработок 351, 82 рублей(1, 12), исчисленный за период с января 1987 по декабрь 1991 (по наиболее выгодному варианту), периоды ухода за детьми с 13.05.1960 по 13.11.1961, с 26.03.1972 по 26.09.1973. При этом суммарный стаж истца составил 41 год 01 месяц 03 дня.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями ч. 4 ст. 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", п.20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 1, ч.ч. 3, 6, 7 ст. 11 Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя", ст. 6 Закона Украины "О социальной защите детей войны" в размере установленном ч.1 ст. 28 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-3PK/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" пришел к выводы об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку федеральным законодательством не предусмотрено предоставление льгот гражданам только на основании того факта, что их детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Суд первой инстанции отметил, что для целей статистического наблюдения под детьми войны понимаются граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, постоянно проживавшие на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, которым оказывается социальная поддержка в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 8 Указаний, утв. Приказом Росстата от 27.09.2019 N 568). Меры социальной поддержки для граждан из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет являются расходными обязательствами Республики Крым, предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым. При этом, суд первой инстанции указал, что ответчик не является правопреемником органа, осуществляющего до 01.01.2015 года по законодательству Украины назначение и выплату пенсии Белозёровой К.Д, в связи с чем, со стороны Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе отсутствует нарушение прав истца.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
С выводами нижестоящих судов согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку они следуют из установленных по делу обстоятельств с учетом норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 6-ФКЗ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 настоящей статьи.
С 1 января 2015 года назначение и перерасчет пенсий на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет свою деятельность на территории Республики Крым с 01 января 2015 года на основании законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в то время, как ликвидированный орган осуществлял свою деятельность на основании законодательства Украины, в связи с чем, функциональное правопреемство исключается.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя определяются Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно материалам пенсионного дела истца, при пересчете ее пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, учтен стаж ее работы, пенсионные баллы за не страховые периоды по наиболее выгодному варианту, периоды ухода за детьми. При этом суммарный стаж истца составил 41 год 01 месяц 03 дня. Перерасчет пенсии произведен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ, если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, пенсия с 01.01.2015 выплачивается в сохраненном, более высоком размере в том случае, если при перерасчете размера пенсии с 01.01.2015 по законодательству Российской Федерации, размер пенсии меньше в сравнении с выплачиваемым по состоянию на 31.12.2014 и со стороны ответчика отсутствуют нарушение прав истца.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7, часть 1), относит установление гарантий социальной защиты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1) и при этом не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), а также предоставил им право устанавливать для некоторых категорий граждан дополнительные по сравнению с установленными федеральным законодательством меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно положениям статьи 7 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" гражданам, из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет, к числу которых относится истец, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 25 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Вопреки доводам истца, отнесение гражданина к категории ребенок войны, на размер установленного пенсионного обеспечения не влияет, между тем, является основанием для получения мер социальной поддержки, предусмотренных для данных категорий граждан Законом Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", для получения которых следует обратиться в территориальный орган социальной защиты населения Республики Крым.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца в суде апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белозеровой К.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи: Е.В. Якубовская
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.