Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Бетрозовой Н.В. и Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мавриной И.П, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Мавриной И.П, на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, объяснения Мавриной И.П. и ее представителя Башкатова Р.Н, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) Матчанову А.М. (посредством ВКС), судебная коллегия
установила:
Маврина И.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) (в настоящее время реорганизовано присоединением в ОПФР по Ростовской области) о защите пенсионных прав, указав, что 10.07.2014 истцу назначена трудовая пенсия по инвалидности 3 группы, а с 04.12.2019 она является получателем досрочной страховой пенсии по старости. Истец полагает, что при назначении досрочной страховой пенсии ответчик недобросовестно бездействовал, не совершая действий по переводу ее на более выгодный способ пенсионного обеспечения - не производя замену пенсии по инвалидности на пенсию по старости.
Истец, ссылаясь на ч. 6 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" считает, что право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" у нее возникло ещё 29.11.2015 в момент достижения возраста 49 лет, поскольку имеет шесть полных лет льготного стажа по Списку 1.
По мнению истца, поскольку в тот момент, когда она уходила в отпуск по уходу за ребенком в июле 1991 года действовала статья 167 КЗоТ РСФСР ответчик незаконно исключил из льготного стажа по Списку 1 период ухода за ребёнком до полутора лет с 08.07.1991-07.01.1993, искусственно повысив возраст выхода на пенсию по старости. При этом истец сослалась на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 г. N 49-В09-14, полагая, что если период ухода за ребенком начался в период действия соответствующих нормативных актов, которые позволяли включать его в "пенсионный" стаж, то он должен включаться в этот стаж полностью, независимо от времени его фактического окончания.
С учетом уточненных требований, истец просила суд признать уклонение ответчика от назначения страховой пенсии по старости в период с 29.11.2015 по 02.12.2019 незаконным бездействием, обязать ответчика не позднее первого числа месяца, следующего за датой вступления в силу решения суда, назначить страховую пенсию по старости истцу с 29.11.2015 с учетом стоимости пенсионного коэффициента (балла) и величины фиксированной выплаты, действующей на момент вступления в силу решения по делу; обязать ответчика включить в льготный страховой стаж по п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" период ухода Мавриной И.П. за ребенком возраста до полутора лет 08.07.1991-07.01.1993, отразить данные сведения в индивидуальном лицевом счете на период начисления пенсии 29.11.2015-30.11.2016; с 01.12.2016 указанный период 08.07.1991 - 07.01.1993 признать не страховым с доначислением 5, 4 пенсионных баллов и перерасчетом размера пенсии.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2020 г. исковые требования Мавриной И.П. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мавриной И.П. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Маврина Т.П. просила отменить судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указала, что юридически значимым при правильном применении ч. 6 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" является не факт самого по себе достижения инвалидом определённого календарного возраста, указанного в ч.1 ст. 8 Закона N 400-Ф3, а момент возникновения у инвалида права на пенсию по старости. Данный вывод следует из назначения в законе самой нормы части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", используемой для определения момента возникновения права, в том числе на досрочную по п. 1 ч. 1 ст. 30 пенсию по старости. По мнению заявителя, право не только на пенсию по старости в общем порядке, но и на досрочную пенсию возникает у граждан в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". Считает, что правильное толкование спорной нормы (ч.6 ст.22) требует учёта присутствия положений статьи 8 в статье 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". По мнению заявителя ответчик ошибочно полагает норму ч.6 ст.22 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" недействующей в части возложения обязанности на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, произвести в беззаявительном порядке замену пенсии по инвалидности на пенсию по старости при достижении инвалидом возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец и ее представитель, участвовавшие с использованием системы видеоконференц-связи, доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить, представитель ответчика в заседании судебной коллегии возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют приведенным критериям законности и обоснованности судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Маврина И.П, 29.11.1966 года рождения, с 10.07.2014 года являлась получателем пенсии по инвалидности, для установления которой при обращении в пенсионный орган ею к заявлению приложены справки подтверждающие страховой стаж, в том числе и справка, подтверждающая особые условия и характер труда.
С 04.12.2019 года на основании её личного заявления ей назначена досрочная страховая пенсия по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом, в специальный стаж истца по Списку N1 включены периоды её работы: с 02.10.1989г. по 04.03.1990г. (5 месяцев 3 дня), с 01.04.1990г. по 07.07.1991г. (1 год 3 месяца 7 дней), с 08.01.1993г. по 11.12.1994г. (1 год 11 месяцев 4 дня), с 12.06.1996г. по 29.12.1997г. (1 год 6 месяцев 18 дней), всего -5 лет 2 месяца 2 дня.
Однако, ответчиком в расчёт данного специального стажа, не включен период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 08.07.1991 г. по 07.01.1993г.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец полагала, что исключение ответчиком из специального льготного стажа периода нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, как того предусматривало законодательство, а также, что пенсионный орган не перевел Маврину И.П. в ноябре 2015 года с пенсионного обеспечения по инвалидности, на пенсионное обеспечение по старости досрочно в без заявительном порядке, является неправомерным, что и послужило основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", установив, что Маврина И.П. не достигла пенсионного возраста, указанного в ч. 1 или 1.1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ, пришел к выводу, что она не имела права на назначение страховой пенсии в без заявительном порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ, не установив оснований для удовлетворения её требований назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29.11.2015 г. с учетом стоимости пенсионного коэффициента (балла) и величины фиксированной выплаты.
При этом суд, приняв во внимание, что заявление о назначении досрочной страховой пенсии подано истцом 04.12.2019 г, указал, что у ответчика не наступила обязанность по назначению страховой пенсии ранее 01.01.2020 года.
Суд первой инстанции посчитал также необоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в её льготный страховой стаж по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 08.07.1991 г. по 07.01.1993 г, и отразить данные сведения в индивидуальном лицевом счете на период начисления пенсии с 29.11.2015 г. по 30.11.2016 г, а с 01.12.2016 г. указанный период с 08.07.1991г. по 07.01.1993г. признать не страховым с доначислением 5, 4 пенсионных баллов и перерасчетом размера пенсии.
К такому выводу суд пришел исходя из того, что до 01.01.2015 г. трудовые пенсии устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому пенсионные права, приобретенные до 01.01.2002 г, преобразуются в расчетный пенсионный капитал по нормам статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" путем исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном пунктами 3 либо 4 статьи 30. Проанализировав положения абз. 7 п. 3, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч.12 ст. 15, ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ, суд исходил из того, что пенсионное законодательство Российской Федерации не предусматривает дублирование периодов работы и ухода за детьми, и что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях совпадения по времени периодов, предусмотренных статьей 11 (в данном случае - трудовая деятельность) и статьей 12 (в данном случае - периоды ухода за детьми) указанного Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Установив, что период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения им возраста полутора лет совпал по времени с периодом работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к выводу о законности его замены не страховым периодом ухода за ребенком до полутора лет, при замене которого индивидуальный пенсионный коэффициент истца увеличился на 8, 1 и составил 70, 538, что позволило ответчику назначить Мавриной И.П. пенсию в большем размере.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали, соответственно, не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, подпункт 1 пункта 1, пункт 2 статьи 27).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "а" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 1991).
Судом установлено, что в период с 02 октября 1989 года по 13 февраля 1998 года истец работала в должности горного мастера на шахте "Несветаевская" АО Ростовуголь.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе 1 "Горные работы" (добыча угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, слюды, соли и других рудных и нерудных ископаемых подземным способом. Строительство шахт и рудников. Строительство метрополитенов и других подземных сооружений) предусмотрен подраздел 1 "Подземные работы" предусмотрены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.).
Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, разделом 1 "Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений", подразделом 1 "Подземные работы: в шахтах рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков" предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (1010100а).
Статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорные периоды и утратившего силу с 01 января 2002 года, предусматривала, что время выполняемых до 01 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" настоящего Закона.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенных нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Поскольку Мавриной И.П. отпуск по уходу за ребенком представлялся в июле 1991 года, до указанной даты период работы её на шахте, включен пенсионным органом в специальный стаж, то выводы судов об отсутствии оснований для включения указанного периода для расчета пенсии по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являются противоречащими нормам материального права.
Не являются обоснованными и выводы судов, что включение указанного периода на общих основаниях для подсчета ИПК влияет на размер пенсии истца, поскольку не подтверждены расчетами, относительно указанного периода.
Представленный в материалы дела расчет стажа работы Мавриной И.П. приведен пенсионным органом с учетом её страхового стажа, тогда как подсчет льготного периода работы и расчет пенсии с его учетом, осуществляется по иным формулам, где в льготный стаж на подземных работах должен быть включен и период по уходу за ребенком.
Обоснованными являются и доводы Мавриной И.П. относительно перехода с пенсии по инвалидности на досрочную страховую пенсию в беззаявительном порядке.
Так, порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Смородиной Н.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 22 ноября 2017 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Обращаясь с требованиями о назначении пенсии по инвалидности, истцом пенсионному органу представлены были все документы касающиеся её стажа работы, справки подтверждающие специальный стаж на подземных работах, а также сведения о периодах нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии частью 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.
Так, из обстоятельств установленных судами следует, что Мавриной И.П. назначена пенсия по инвалидности с 10 июля 2014 года.
При обращении в пенсионный орган, Мавриной И.П. представлялись сведения о ее страховом стаже, в том числе сведения работодателя (справку) о наличии у нее льготного стажа работы по Списку 1 раздела 1 подраздела 1(на подземных работах).
Таким образом, при установлении истцу пенсии по инвалидности, пенсионный орган в наличии имел все документы, для подсчета её страхового стажа, в том числе и льготного стажа, необходимых для расчета пенсии.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
При рассмотрении доводов кассационной жалобы в суде кассационной инстанции представитель ответчика настаивала на заявительном характере перехода с пенсии по инвалидности на досрочную страховую пенсию, указывая на то, что истец с заявлением о назначении досрочной пенсии в пенсионный орган не обращалась.
При этом, представитель ответчика не отрицал, что справки подтверждающие особый характер и условия труда Мавриной И.П. в пенсионный орган были представлены ею в 2014 года при назначении ей пенсии по инвалидности, в том числе и не оспаривал, что при обращении за установлением пенсии по инвалидности, пенсионный орган разъяснял ей, с какого момента или даты возможно перейти на досрочную страховую пенсию с учетом её подземной работы более 6 лет.
Доказательств в подтверждении разъяснения Мавриной И.П. порядка перехода с одного вида пенсии на другой, и о необходимости обращения с заявлением о переводе досрочно на страховую пенсию по достижению Мавриной 49 лет, ответчиком не представлено.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н (документ действовал на дату обращения Смородиной Н.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 22 ноября 2017 г. и утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее - Административный регламент)
В приложении N 3 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н (документ утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее - Административный регламент) предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Указанные правовые нормы не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении требований Мавриной И.П.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом данной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Мавриной И.П, возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ей при ее первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности (в июле 2014 г.) вопроса о том, какие документы ей необходимо представить дополнительно для подтверждения права на досрочную пенсию (пункт 29 Правил обращения за страховой пенсией), а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительного представления Мавриной И.П. каких либо документов, подтверждающих её право для назначения досрочной страховой пенсии, а также указал ли дату подачи ею заявления о переводе с пенсии по инвалидности на досрочную пенсию.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, этим доводам истца и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки. Кроме того, суды не дали оценки тому, что Маврина И.П. имея стаж работы в должности подземного горного мастера на шахте более шести лет, была лишена возможности досрочного пенсионного обеспечения, в виду неисполнения пенсионным органом своих обязанностей по разъяснению Мавриной И.П. порядка перехода с одного вида пенсии на другой.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Мавриной И.П. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о защите пенсионных прав, являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 сентября 2021 года нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Мавриной И.П.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 сентября 2021 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Новошахтинский районный суд Ростовской области.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Е.В. Якубовская
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.