Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Руденко Ф.Г. и Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Е.Г. к Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе о взыскании недополученной пенсии, по кассационной жалобе Даниловой Е.Г. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя Республики Крым от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 16 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Данилова Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о взыскании недополученной страховой пенсии по старости за период с 01.01.2015 года по 30.04.2020 года в размере 13 898, 24 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2021 года исковые требования Даниловой Е.Г. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе возложена обязанность осуществить перерасчет страховой пенсии Даниловой Е.Г. за период 01.01.2015 года по 30.04.2020 года с учетом справки N 575 от 23.03.2010 года с выплатой суммы недополученной страховой пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 16 августа 2021 года решение районного суда отменено в части удовлетворения исковых требований Даниловой Е.Г. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 01.01.2015 года по 30.04.2020 года с учетом справки N 575 от 23.03.2010 года с выплатой недополученной пенсии. В остальной части решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 мая 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Данилова Е.Г. просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалах дела фигурирует протокол N 155 от 23 сентября 2015 года Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Нахимовском районе г. Севастополя. Полагает, данный протокол не незаконным, поскольку в нем говорится, что истец обратилась 10 сентября 2015 года по вопросу пенсионного обеспечения, предоставив справки о заработной плате N 230 от 24 марта 2010 года за 1983-1987гг. и N 575 от 23 марта 2010 года за 1988-1989г.г, однако истец не обращалась в пенсионный орган Нахимовского района 10 сентября 2015 года и справку N 575 от 23 марта 2010 года не предоставляла, что подтверждается ответом N Д-1741-14/1 774-20 от 8 октября 2020 года,. Справки N 230 от 24 марта 2010 года и N 757 от 2 3 марта 2010 года были предоставлены в пенсионный орган Украины в пенсионное дело в 2010 году, что подтверждается протоколом N 5 от 3 июня 2010 года Управления ПФ Украины в Нахимовском районе г. Севастополя и упоминается в протоколе N 7 от 1 июля 2011 года пенсионного органа Украины в Нахимовском районе г. Севастополя. Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела, однако судами первой и апелляционной инстанцией это обстоятельство не рассматривалось, вопреки доводам искового заявления. На основании вышеизложенного протокол N 155 от 23 сентября 2015 года не имеет юридической силы и не может быть приобщен к делу, так как в нем отражены недостоверные сведения. Указанные нарушения судов нижестоящих инстанций повлияли на исход дела.
В возражениях на кассационную жалобу Государственное учреждение Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе выражает несогласие с её доводами и просит судебные акты оставить без изменения в связи с их законностью.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции не соответствуют приведенным критериям законности и обоснованности судебного решения.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Данилова Е.Г. является получателем пенсии в Государственном учреждении Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе с 01.01.2015 года.
Ранее Даниловой Е.Г. пенсия была назначена Управлением пенсионного фонда Украины в Нахимовском районе г. Севастополя с 10 декабря 2014 года. При расчете размера пенсии Даниловой Е.Г. на 30.11.2014 года установлен страховой стаж 34 года 1 месяц 15 дней и приняты справки о заработной плате N230 от 24.03.2010 года и N 575 от 23.03.2010 года, а также справка 5-ОК о начислении страховых взносов с 01.04.1983 года по 30.11.2014 года и сведения из Индивидуального лицевого счета Пенсионного фонда Украины.
С 01.01.2015 года расчет размера пенсии истца произведен в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), с учетом положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ и с применением норм Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Вместе с тем, при расчете пенсии истцу учтена справка о заработной плате за период 1983-1987гг. N 230 от 24.03.2010, в результате чего соотношение заработков составило 0, 766. Представленная Даниловой Е.Г. справка N 575 от 23.03.2010 не учтена пенсионным органом, в связи с исправлениями, допущенными в дате выдачи справки и отсутствием необходимых сведений (денежные единицы), о чем был составлен протокол N 155 от 23.09.2015 года.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что ответчик не поставил в известность Данилову Е.Г. о том, что справка N575 от 23.03.2010 года не может быть принята во внимание ввиду имеющихся в ней исправлений и не разъяснил ей ее право о необходимости представить дополнительные справки, подтверждающие заработок в период с 1988-1989 г.
Доказательств подтверждающих указанные обстоятельства материалы дела не содержат, в то время как согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Поскольку истцу о нарушенном праве стало известно только в 2020 г. при ознакомлении с материалами пенсионного дела, по ходатайству истца ответчиком направлен запрос в АО "Севастопольский завод напитков", на который выдана справка N36 от 04.03.2020 г. о заработной плате Даниловой Е.Г. за 1988-1989 год, в связи с чем, при получении сведений истцу произведен перерасчет пенсии с 2020 года.
Оспаривая действия пенсионного органа Данилова Е.Г. указывала, что ответчиком не разъяснялись ей права о возможности предоставления дополнительных сведений о заработной плате, а протокол в котором указано, что ею справка N575 от 23.03.2020 года предоставлена в пенсионный орган 10.09.2015 года, не может быть признан законным поскольку её обращение в сентябре 2015 года не имело место быть, а указанная справка представлялась в 2014 году и имелась в материалах пенсионного дела.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Даниловой Е.Г, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за пенсией в пенсионный фонд, истец имела право на указанную пенсию в большем размере, однако о том, что справка о ее заработной плате не принята во внимание при расчете пенсии в известность пенсионным органом не была поставлена, что лишило её возможности по независящим от нее причинам восстановить свое право на пенсию в большем размере.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Даниловой Е.Г в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решением Отдела ПФ Российской Федерации в Нахимовском районе г. Севастополя (протокол N 155 от 23.09.2015 года) обоснованно не учтена справка N 575 от 23.03.2010года о заработной плате 1988-1989 года, выданная ОАО "Севастопольский безалкогольный завод" Даниловой Е.Г, поскольку в ней имелись исправления даты выдачи справки, не указана валюта и сумма заработка не указана прописью.
При этом, судебная коллегия указала, что поскольку справка N 36 от 04.03.2020 года входящий N 21/1746 из АО "Севастопольский завод напитков" о заработной плате истца за период 1988-1989 года поступила в пенсионный орган 10.03.2020 года, ответчик обоснованно произвел перерасчет пенсии Даниловой Е.Г. после указанной даты.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что данный вывод суда апелляционной инстанции сделан без учета норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также постановлен с нарушением требований процессуального законодательства.
Граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования на территории Республики Крым.
Так, в соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в указанном законе даны разъяснения относительно учета среднемесячного заработка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (часть 3).
Как следует из статьи 5 этого же Федерального закона, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56, 6723 рубля за 10 украинских гривен); среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1 (часть 2).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Даниловой Е.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н (документ действовал на дату обращения Даниловой Е.Г с заявлением о назначении страховой пенсии и утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее - Административный регламент)
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Удовлетворяя исковые требования Даниловой Е.Г, суд первой инстанции, установив, что при обращении за назначением пенсии, последней представлен необходимый пакет документов, в том числе и справка о заработной плате N575 от 23.03.2010 года со сведениями о её заработке с 1988-1989 год в ОАО "Севастопольский безалкогольный завод", указал на нарушение ответчиком вышеуказанных норм права и на то, что ответчиком при подаче Даниловой Е.Г. заявления о назначении пенсии не разъяснялись её права о возможности предоставления дополнительных сведений о заработной плате, для установления более выгодного размера пенсии.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что сведения указанные в протокол о предоставлении истцом справки N575 от 23.03.2020 года в пенсионный орган 10.09.2015 года, являются недостоверными, поскольку опровергаются сам же ответчиком, а именно письмом направленным в адрес Даниловой Е.Г..
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Даниловой Е.Г, и возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ей при ее первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо представить дополнительно для подтверждения права на пенсию (пункт 29 Правил обращения за страховой пенсией), а также обстоятельств того, осведомил ли пенсионный орган Данилову Е.Г. после принятия протокола от 23.09.2015года о необходимости дополнительного представления ею документов, подтверждающих её право на больший размер страховой пенсии, и направил ли соответствующие межведомственные запросы об истребовании сведений указанных в справке N575 от 23.03.2020 года в пенсионный орган 10.09.2015 года, имеющей исправления.
Суд апелляционной инстанции, принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Даниловой Е.Г. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет назначенной Даниловой Е.Г. пенсии положения приведенных нормативных правовых актов применил к спорным отношениям неправильно.
Между тем, обращаясь в суд Данилова Е.Г. в исковом заявлении, указывала, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении ей страховой пенсии по старости, у неё имелись все условия отвечающие требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, для назначения ей пенсии в более выгодном размере. Приложив к заявлению справки о заработной плате она, предполагала, что этих документов будет достаточно. Пенсионный орган не разъяснил ей о необходимости дополнительного представления справки со сведениями о её заработке с 1988-1989 год период работы в ОАО "Севастопольский безалкогольный завод", и не указал на ошибки (исправления) имеющиеся в представленной ею справке N575 от 23.03.2010 года, при том, что справка N230 от 24.03.2010, которая также не содержит указаний денежных единиц, в которых истцу начислялась заработная плата, и письменной расшифровки полученных сумм заработной платы за иные периоды, была принята для расчета пенсии.
Кроме того, в период до распада СССР в обиходе применялась единая денежная единица - рубль, что не учтено ответчиком и не принято во внимание судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Даниловой Е.Г о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 01.01.2015 года по 30.04.2020 года с учетом справки N 575 от 23.03.2010 года с выплатой недополученной пенсии нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции в указанной части, разрешившего настоящий спор в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 16 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Даниловой Е.Г. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 01.01.2015 года по 30.04.2020 года с учетом справки N 575 от 23.03.2010 года, с выплатой недополученной пенсии - отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Севастополя Республики Крым от 18 мая 2021 года.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.