Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Руденко Ф.Г. и Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда к Еганяну Э.Г. о взыскании суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда (далее - ГКУ ЦЗН г. Волгограда) обратилось в суд с иском к Еганяну Э.Г, в котором просило взыскать с ответчика в пользу ГКУ ЦЗН г. Волгограда за период с 10 июня 2020 года по 9 ноября 2020 года сумму денежных средств в виде незаконно полученного пособия по безработице в размере 62 070, 14 рублей, из которых 60 650 рублей - сумма основного долга, 303, 25 рубля - комиссия Банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц, 1 116, 89 рублей - проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами, рассчитанные по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и по день фактического возврата.
Решением Городищенского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 августа 2021 год решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ ЦЗН г. Волгограда просит отменить постановленные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что необходимые сведения не были получены и отражены в карточке персонального учета не по вине истца. Полагает, что обстоятельства, указанные в судебных актах носят противоречивый и ни чем не подтвержденный характер.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Еганян Э.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий и зарегистрированный по адресу: "адрес" путем заполнения в электронном виде заявления через информационно-аналитическую систему Общероссийской базы вакансий "Работа в России" был поставлен на учет в качестве безработного в отделе занятости населения Красноармейского района ГКУ ЦЗН г. Волгограда.
На основании представленных документов Еганяну Э.Г. назначено пособие по безработице с 10 июня 2020 года по 9 ноября 2020 года в размере 12 130 рублей, что подтверждается приказом ОЗН Красноармейского района ГКУ ЦЗН г. Волгограда N 47345 от 18 июня 2020 года.
Приказом N 178995 от 9 декабря 2020 года ОЗН Красноармейского района ГКУ ЦЗН г. Волгограда ответчику выплата пособия по безработице была прекращена, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения, процентов, комиссии банка, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что каких-либо виновных и недобросовестных действий при получении Еганяном Э.Г. пособия по безработице не установлено, в то время как напротив установлено ненадлежащее исполнением своих должностных обязанностей сотрудниками ГКУ ЦЗН г. Волгограда.
Суд кассационной инстанции находит выводы нижестоящих судов правомерными и не может согласиться с доводами кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно пункта 3 указанного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Пунктом 3.1. статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 3 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона).
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством РФ принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и утверждены соответствующие Правила.
Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.
Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (далее - резюме) в форме электронного документа.
В случае направления заявления с использованием единого портала или регионального портала гражданин, обратившийся в центр занятости населения, направляет резюме с использованием единой цифровой платформы не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления. Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, направляется уведомление о необходимости направления резюме в установленный срок.
В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным (пункт 4, 5 Правил регистарции граждан в целях подходящей работы).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации (пункт 6 Правил регистрации безработных граждан).
Судебная колегия кассационного суда соглашается с выводами нижчестоящих судов о том, что при при подаче Еганяном Э.Г. в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН г. Волгограда заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, ответчик действовал добросовестно, представил сведения о месте своего проживания, необходимые для назначения пособия. При заполнении электронной формы заявления, Еганян Э.Г. указал адрес регистрации: "адрес", при этом сведений о том, что проживает в г. Волгограде он не указывал. При этом, сотрудником ГКУ ЦЗН г. Волгограда после личного приема ответчика и принятии у него оригиналов документов, в том числе и паспорта, ошибочно указан в карточке персонального учета гражданина адрес: "адрес"
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Между тем, истцом не представлено надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при оформлении в электронной форме заявления на получение пособия, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем и недостоверно указал адрес проживания. Также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.