Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу главного врача МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" Хорошевской Н.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 2 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУЗ "Специализированная инфекционная больница",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 2 апреля 2021 года МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде приостановления деятельности определенных помещений МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" сроком на 20 дней.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, главный врач МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" Хорошевская Н.В. просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно подпункту "а" пункта 5 указанного Положения в числе иных лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Частями 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Правила оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях установлены требованиями Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2012 года N 69 н.
Особенности оказания медицинской помощи гражданам в целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 установлены требованиями "Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198 н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка госпитализации в медицинские организации пациентов с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в зависимости от степени тяжести заболевания, госпитализация пациентов, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, осуществляется в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19, имеющее койки для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, не требующих искусственной вентиляции легких, койки для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких, и койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, койки для пациентов, находящихся в состоянии средней тяжести.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка госпитализации пациенты, находящиеся в тяжелом состоянии, госпитализируются в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 I типа на койки для пациентов, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких, исходя из наличия соответствующих критериев.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 26 января 2021 года в отношении МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверочных мероприятий установлено, в период с 28 октября 2020 года по 29 октября 2020 года на стационарном лечении в названном медицинском учреждении находился гражданин Ераков В.П, согласно медицинской карте N 2535 стационарного больного установлен диагноз - новая коронавирусная инфекция COVID-19 (тяжелое течение). В период нахождения Еракова В.П. в медицинском учреждении дежурным врачом было установлено тяжелое состояние пациента, затем крайне тяжелое, однако в нарушение установленных требований, он не был госпитализирован на койку пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких, в силу чего неинвазивная вентиляция легких не проводилась. Краков В.П. умер в МБУЗ "Специализированная инфекционная больница".
Указанные обстоятельства свидетельствует о грубом нарушении учреждением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в связи с чем послужили основанием для привлечения МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, не находят своего подтверждения материалами дела, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, противоречат совокупности собранных доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения.
Деяние учреждения квалифицировано по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями названного Кодекса и иными подлежащими применению нормами. Несогласие защитника с этими выводами и оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемого постановления.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены. В обжалуемом судебном акте обоснованно отмечено, что допущенные учреждением грубые нарушения лицензионных требований образуют объективную сторону длящегося административного правонарушения, выявленного проведенной проверкой, результаты которой отражены в акте от 18 февраля 2021 года (л.д. 14-15).
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Установленный частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса и исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек на момент вынесения судьей городского суда 2 апреля 2021 года постановления о привлечении учреждения к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях судей Верховного Суда Российской Федерации N 74-АД19-5 от 14 июня 2019 года и N 73-АД21-3-К8 от 10 августа 2021 года.
Административное наказание назначено МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" в пределах санкции части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 2 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУЗ "Специализированная инфекционная больница" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.