Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу председателя правления ТСН "Добрый Дом" Беловой Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда от 16 марта 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСН "Добрый Дом",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда от 16 марта 2021 года ТСН "Добрый Дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года названное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатель правления ТСН "Добрый Дом" Белова Е.А. просит судебные акты отменить, полагая их незаконными, необоснованными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ТСН "Добрый Дом" к административной ответственности) нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определено, что поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утверждёнными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, определены Правилами поставки газа в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 32 Правил поставки предусмотрено, что стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и Правилами поставки.
В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определён Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N 1245 (далее - Правила ограничения, Правила).
Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в соответствии с пунктом 3 Правил ограничения являются в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпункт "г").
На основании пункта 8 Правил номер поставщик не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с пунктом 10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учётом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 данных правил.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил).
В пункте 12 Правил установлено, что исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 данных правил, может осуществляться потребителем путем: полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; предоставления потребителем поставщику письменного расчёта объёма газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтверждённого данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащён ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" данного пункта.
Согласно пункту 13 Правил, в случае непредставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 данных правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчёта ранее фактически оплачиваемых потребителем объёмов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 данных Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объёмов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым данного пункта.
Как следует из материалов дела, 4 декабря 2014 года между ТСН "Добрый Дом" (ранее до внесения изменений юридическое лицо именовалось как ТСЖ "Добрый Дом") и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" заключен договор N 09-5-36759/14 поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Также 12 ноября 2018 года, с учётом протокола разногласий от 10 декабря 2018 года, между ТСН "Добрый Дом" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" заключен договор N 09-5-56092/18Д поставки газа.
Согласно имеющимся в материалах дела актам сверки расчетов между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" и ТСН "Добрый Дом", а также справкам, у последнего имеется задолженность по договору от 10 декабря 2018 года N 09-5-56092/18Д по состоянию на 15 сентября 2020 года в размере 305 610 рублей 63 копейки и по договору от 4 декабря 2014 года N 09-5-36759/14 в размере 1 198 400 рублей 68 копеек.
В связи с имеющейся непогашенной задолженности по вышеуказанным договорам, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" направляло неоднократно в адрес ТСН "Добрый Дом" уведомления в порядке пункта 8 Правил о необходимости приведения объёма газа, потребляемого последним в соответствии с действующим законодательством в сфере газоснабжения, а также погасить образовавшуюся задолженность.
Из представленной справки о фактическом неисполнении введённого режима ограничения подачи (поставки) газа ТСН "Добрый Дом" по вышеуказанным договорам, установленный на период ограничения максимальная месячная мощность потребления в объёме 11, 016 тыс. м3, фактический произведённый ТСН "Добрый Дом" объем природного газа в октябре 2020 года, составил 19, 524 тыс. м3 (л.д. 63).
Не исполнение ТСН "Добрый Дом" порядка полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обязательств, послуживших основанием для введения такого ограничения, явилось основанием для возбуждения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Нижне-Волжское управление в отношении юридического лица дела об административном правонарушении по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 названного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ТСН "Добрый Дом", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняло исчерпывающих мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами административного органа и суда в вопросе толкования норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в данном деле, основанием для отмены или изменения вынесенных по делу актов не является.
Административное наказание назначено ТСН "Добрый Дом" в пределах санкции части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений частей 3.2, 3, 3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении ТСН "Добрый Дом" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда от 16 марта 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСН "Добрый Дом" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.