Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Мурашовой Ж.А., Сорокиной С.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Кривоноговой Н.К., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к Садиковой (/ /)12 о взыскании неосновательного обогащения, по апелляционной жалобе истца на решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 10.08.2021.
Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А, объяснения представителя истца Корзухина И.В, судебная коллегия
установила:
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Екатеринбурга (далее - УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга) обратилось в суд с иском к Садиковой Н.А, в обоснование которого указало, что в период с декабря 2014 года по ноябрь 2018 года на основании заявлений ответчика истцом выплачена субсидия в размере 331200 руб. 80 коп. на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. По результатам проверки установлено, что представленные ответчиком сведения о доходах, послужившие основанием для начисления субсидии, являются в части недостоверными, из выплаченной субсидии обоснованной является сумма 129124 руб. 10 коп, переплата составила 202076 руб. 70 коп. По заявлению ответчика от 13.04.2021 ей назначена субсидия, которая удержана истцом в погашение вышеуказанной переплаты, в связи с чем на дату рассмотрения дела неосновательно полученная переплата субсидии составила 174230 руб. 42 коп.
С учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 174230 руб. 42 коп.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 10.08.2021 исковые требования УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что основанием для прекращения предоставления субсидии по заявлениям ответчика от 25.05.2016, 24.11.2016, 29.05.2017, 11.12.2017, 29.05.2018 явилось установление факта предоставления заявителем недостоверных сведений о доходах за период с 01.11.2015 по 31.12.2018. Полагает, что на Садикову Н.А, как на директора ООО "КП "Легальный бизнес", возложены обязанности по передаче в налоговый орган данных налогового учета.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Корзухин И.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, третьи лица Садикова А.М, Садиков М.Р, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Садикова С.М, Министерство социальной политики Свердловской области, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о слушании дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявлений Садиковой Н.А. от 22.11.2014, 26.05.2015, 10.12.2015, 25.05.2016, 24.11.2016, 29.05.2017, 11.12.2017, 29.05.2018 истцом приняты решения о предоставлении ответчику субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: "адрес".
В соответствии с указанными решениями ответчику выплачена субсидия по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с декабря 2014 года по ноябрь 2018 года в размере 331200 руб. 80 коп.
Основанием для выплаты указанной субсидии послужили представленные Садиковой Н.А. справки формы 2-НДФЛ о доходах заявителя в ООО "КП "Легальный бизнес" в периоды с января по декабрь 2015 года, с января по декабрь 2016 года, с января по декабрь 2017 года, с января по апрель 2018 года.
Истцом проведена проверка представленных ответчиком сведений, по результатам которой установлено, что данные о доходах Садиковой Н.А. за период с ноября 2015 года по декабрь 2017 года в налоговой инспекции отсутствуют.
На основании указанной информации истцом сделан вывод о недостоверности предоставленных ответчиком сведений для начисления субсидии. Пятью решениями Уполномоченного органа от 10.10.2018 предоставление субсидии на основании заявлений ответчика от 22.11.2014, 26.05.2015, 10.12.2015, 25.05.2016, 24.11.2016, 29.05.2017, 11.12.2017, 29.05.2018 прекращено.
Из общей суммы выплаченной субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с декабря 2014 года по ноябрь 2018 года в размере 331200 руб. 80 коп. обоснованной является субсидия 129124 руб. 10 коп. Неосновательно полученная ответчиком субсидия составила 202076 руб. 70 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
По смыслу ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в п. 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен п.п. 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (п. 20 Правил).
Согласно п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 0504.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Во исполнение этого Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (п. 32 Правил).
В соответствии с п. 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п. 60 Правил).
В п. 61 Правил предусмотрено, что при наличии условий, указанных в подп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, обращаясь в суд с иском о взыскании с Садиковой Н.А. неосновательно полученной ей суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 174230 руб. 42 коп, ссылается в обоснование иска на то, что ответчик представила в уполномоченный орган недостоверные сведения о доходах, вследствие чего возникла переплата Садиковой Н.А. денежных средств, что свидетельствует о недобросовестности ответчика.
Следовательно, по данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга и регулирующих спорные отношения норм материального права, являлось установление следующих обстоятельств: была ли Садикова Н.А. проинформирована уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности Садиковой Н.А. сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств; имела ли место со стороны Садиковой Н.А. недобросовестность при получении ей в период с декабря 2014 года по ноябрь 2018 года субсидии.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Садиковой Н.А.) по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности Садиковой Н.А. при получении ею в спорный период сумм субсидии на УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга сослался на то, что формального отсутствия в налоговом органе данных о заработке ответчика в периоды начисления указанной субсидии, при том, что надлежащим образом оформленные документы о доходах ответчика за указанный период в распоряжении истца имелись и сомнений в подлинности не вызывали, для лишения ответчика жилищной льготы и квалификации спорной суммы как неосновательного обогащения, недостаточно.
Так, при обращении к истцу за предоставлением жилищной субсидии Садикова Н.А. заявила состав семьи из четырех человек (истец Садикова Н.А, супруг Садиков М.Р, дети Садикова А.М. и Садиков С.М.). К заявлению ответчик приложила в числе прочего справки 2-НДФЛ о своих доходах в ООО "КП "Легальный бизнес" (ИНН 667001406441) за 2015-2018гг.
Согласно поступившему на запросы УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга ответу Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области от 24.08.2018, информация о доходах Садиковой Н.А. за период с 01.11.2015 по 31.12.2017 в налоговом органе отсутствует. Аналогичная информация была представлена налоговым органом по запросу суда.
Таким образом, ответчиком к заявлениям о назначении субсидии были представлены сведения о доходах, которые превышают уровень ее дохода, отраженный по данным налогового учета, но даже с учетом указанных сведений о более высоком уровне дохода Садикова Н.А. была признана имеющей право на получение данной субсидии.
То есть, предоставление Садиковой Н.А. при обращении за предоставлением субсидии информации о полученном за период с 01.11.2015 по 31.12.2017 доходе не привело к необоснованному предоставлению либо переплате субсидии в полном размере заявленной суммы.
Не подтверждение налоговым органом дохода ответчика за период с 01.11.2015 по 31.12.2017 не свидетельствует о доказанности предоставления истцом недостоверных сведений о доходах.
На сегодняшний день проверить правильность сведений о доходах Садиковой Н.А. не представляется возможным, поскольку ООО "КП "Легальный бизнес" (ИНН 6671289053) ликвидировано 11.12.2018.
Доводы апеллянта о том, что на Садикову Н.А, как на директора ООО "КП "Легальный бизнес", возложены обязанности по передаче в налоговый орган сведений налогового учета, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку неисполнение обязанности по представлению таких сведений о недобросовестности получателя субсидии, с учетом тех данных о доходах, которые предоставлены ответчиком в орган, осуществляющий назначение субсидии, не свидетельствует.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для применения ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в действияхСадиковой Н.А. недобросовестности.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом после получения в 2018 году данных от налогового органа об отсутствии информации о части доходов Садиковой Н.А. своевременных мер к запросу у работодателя и у самого ответчика дополнительных данных для устранения расхождений предпринято не было, и отмечает, что контроль за назначением и выплатой компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложен нормативными актами на уполномоченные органы, бездействие которых послужило основанием для перечисления сумм, явившихся предметом настоящего спора.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт разъяснения ответчику при подаче заявлений о предоставлении субсидии положений п. 14 Правил, согласно которому заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Резюмируя изложенное, с учетом установленных юридически значимых обстоятельств по делу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения исходя из доводов апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 10.08.2021оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судьи Ж.А. Мурашова
С.В. Сорокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.