Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В, судей - Чирковой И.Н, Соболевой Ж.В, при секретаре - Петровой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 08 сентября 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Орешина Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа", выраженное в непринятии мер в предоставлении Орешину Н.А. субсидии на период с 01.06.2020 по 31.08.2021 в беззаявительном порядке.
Обязать ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" предоставить Орешину Н.А. субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг на период с 01.06.2020 по 31.08.2021.
Взыскать ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Сызрань в размере 300 руб.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сызрани Самарской области в интересах Орешина Н.А. обратился в суд с иском к ГКУ СО "ГУЗН Западного округа", Министерству социально- демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным бездействия ГКУ СО "ГУЗН Западного округа", выраженном в непринятии мер в предоставлении Орешину Н.А. субсидии на 6 месяцев на период с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года в беззаявительном порядке, обязании ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" назначить Орешину Н.А. субсидию на оплату коммунальных услуг на период с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 12 декабря 2019 года Орешин Н.А, будучи инвалидом "данные изъяты", обратился в ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" с заявлением на получение субсидии на оплату коммунальных услуг на период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года. Решением Сызранского городского суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 12 января 2021 года, данные требования удовлетворены. На основании данного решения Орешину Н.А. перечислена денежная выплата в размере 9 022, 78 рублей, из них за май 2020 года - 1507, 13 рублей.
15 марта 2021 года в ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" поступило обращение Орешина Н.А. по вопросу беззаявительного продления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года и с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года.
Однако учитывая, что данное обращение поступило в адрес ответчика в нарушение Административного регламента Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 25.12.2012 N 756 (далее - Административный регламент), письмом от 22 марта 2021 года N N в адрес Орешина Н.А. направлен разъяснительный ответ от 25 марта 2021 года в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
16 марта 2021 года Орешин Н.А. обратился в адрес ответчика с заявлением о предоставлении субсидии в порядке, установленном Административным регламентом, в ответ на которое 29 марта 2021 года получил уведомление ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием сведений об оплате коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с учетом уточнения требований Орешиным Н.А. о признании незаконным бездействия ГКУ СО "ГУЗН Западного округа", выраженного в непринятии мер в предоставлении Орешину Н.А. субсидии на 6 месяцев на период с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года, с 01 декабря 2020 года по 31 августа 2021 года в беззаявительном порядке, обязании ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" назначить Орешину Н.А. субсидию на оплату коммунальных услуг на период с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года, с 01 декабря 2020 года по 31 августа 2021 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Филиппи Н.Б. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что действие постановлений Правительства РФ, регламентирующих беззаявительный порядок предоставления субсидий, на Орешкина Н.А. не распространяется, так как согласно информационной базе данных Министерства Орешкин Н.А. в период с 01 апреля 2020 года по 01 октября 2020 года, получателем субсидии не являлся, обязанность предоставить Орешкину Н.А. субсидию возникла только 12 января 2021 года на основании решения суда. Кроме того, поскольку в июне 2021 года Орешкин Н.А. к ответчику с заявлением не обращался, основания для назначения ему субсидии с 01 июня 2021 по 31 августа 2021 отсутствуют. Судом не обоснована уважительность причин возникновения у Орешкина Н.А. задолженности, при этом совокупный доход Орешкина Н.А. в качестве таковой причины не может рассматриваться, при этом судом не учтено, что непредоставление Орешкиным Н.А. документов, подтверждающих оплату коммунальных услуг, может привести к неверному расчету размера предоставленной субсидии на новый период.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица ООО "Экостройресурс" Князева А.А. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что в силу ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности. В нарушение установленного порядка предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Орешиным Н.А. документы, подтверждающие оплату не предоставлены, суд в нарушение п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в оспариваемом решении не отразил причины образования задолженности, период ее образования, а также меры, принятые гражданином по погашению задолженности, в связи с чем данное решение является незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Сызрань Самарской области Антонова В.М. указывает на то, что доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельны, так как ответчик при наличии сведений о наличии задолженности Орешкина Н.А, в нарушение пп. 56, 57 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальный услуг, не приостановил предоставление субсидии для выяснения причин возникновения задолженности, в связи с чем отказ в выплате субсидии, в связи с отсутствии квитанций об оплате коммунальных услуг, неправомерен, поскольку у лица, обращающегося за данной мерой социальной поддержки отсутствовала правовая определенность в необходимости предоставления документов. Кроме того, на момент обращения Орешкина Н.А. с заявлением о беззаявительном продлении субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг, у Орешина Н.А. имелось право на данную субсидию, в связи с чем возложение на ответчика обязанности по предоставлению субсидии за период с 01 июня 2020 года по 31 августа 2021 год является обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Орешин Н.А. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, так как изложенные в ней доводы не имеют правовых оснований. Орешин Н.А. имеет право на получение субсидии на основании п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22, в связи с чем нарушение законодательства в рассматриваемом случае отсутствует.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" - Филиппи Н.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Представитель истца прокуратуры Самарской области Никитина А.С. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
В силу положений части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
На основании ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Орешин Н.А является инвалидом "данные изъяты", что подтверждается справкой N N.
С 26 сентября 2014 года по настоящее время Орешин Н.А. зарегистрирован в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: "адрес" собственником которой является Орешина С.А, что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 февраля 2014 года N, справкой о лицах, состоящих на регистрационном учете, выданной МБУ "Сызранское МФЦ" от 11 августа 2021 года.
01 ноября 2014 года между Орешиной С.А. и Орешиным Н.А. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
С июня 2015 года Орешин Н.А. является получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидия), начисляемых собственнику указанного жилого помещения.
Право Орешкина Н.А. на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным вышеизложенными нормами права, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В соответствии с положениями части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).
Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (п. 3 Правил).
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (п. 6 Правил).
Решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий (п. 7 Правил).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов (сведений), необходимых для предоставления субсидии, и порядок их рассмотрения предусмотрены пунктами 8-17 раздела II Правил.
В силу положений пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов и сведений, указанных в п.п. а) - д) данного пункта.
К числу предоставляемых для получения субсидии документов относятся, в том числе документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (пп. б) п. 8 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июля 2014 года N 734, действующей с 14 августа 2014 года по 01 января 2021 года).
Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 года N 1130 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в указанный перечень внесены изменения, в связи с чем с 01 января 2021 года исключено требование о предоставлении для получения субсидии документов или их копий, содержащих сведения о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган. Уполномоченный орган уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований приостановления (пункт 13(2) Правил).
Если в течение указанного в пункте 13(2) Правил срока приостановки рассмотрения заявления о предоставлении субсидии заявителем не представлены в уполномоченный орган требуемые документы, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и сообщает об этом заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований отказа (пункт 13(4) Правил).
Порядок определения размера субсидии предусмотрен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил.
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Порядок предоставления субсидий предусмотрен пунктами 41-50 раздела VI Правил.
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают (пункт 41 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий предусмотрены пунктами 56-64 раздела VIII.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц (пункт 57 Правил).
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
При отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности) (пункт 59 Правил).
В соответствие с вышеприведенными нормативными положениями судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации дала следующие разъяснения по их применению (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 5-КГ19-157).
Право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки, а также порядок расчета субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или в случае невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Положением о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 289 (далее - Положение о Министерстве), предусмотрено, что осуществление мер по социальной защите и поддержке пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке осуществляется Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство).
В соответствие с постановлением Правительства Самарской области от 15 декабря 2015 года N 839 "О создании государственных казенных учреждений социальной защиты населения, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, и об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений социальной защиты населения и государственного казенного учреждения Самарской области "Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения", подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области" в целях обеспечения на соответствующей территории Самарской области реализации конкретных мер социальной поддержки семей с детьми, пожилых граждан, ветеранов, инвалидов и иных категорий граждан, предоставляемых в форме различных видов социальных выплат и компенсаций созданы государственные казенные учреждения социальной защиты населения, подведомственные Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в том числе государственное казенное учреждение Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Западного округа".
Согласно положениям п. 2.3.1 Устава ГКУ СО "Главное управление социальной защиты населения" предметом деятельности данного учреждения является прием документов и назначение (отказ в назначении) пособий, компенсаций, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, доплат к пенсиям и пособиям и иных денежных выплат, относящихся к полномочиям учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Порядок предоставления Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и государственными казенными учреждениями социальной защиты населения, подведомственными государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 25 декабря 2012 N 756.
Судом первой инстанции установлено, что 12 декабря 2019 года Орешин Н.А, будучи инвалидом 3 группы, обратился в ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" с заявлением на получение субсидии на оплату коммунальных услуг на период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года.
ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" отказано в назначении Орешину Н.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года по причине отсутствия в представленном пакете квитанции, подтверждающей оплату коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами".
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 января 2021 года, данные требования удовлетворены.
На основании данного решения 18 марта 2021 года Орешину Н.А. перечислена денежная выплата в размере 9 022, 78 рублей, из них за май 2020 года - 1507, 13 рублей.
В связи с распространением в 2020 году коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации разработан комплекс мер по снижению риска распространения COVID-19, к числу которых относятся, в том числе изменения, внесенные в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Постановление Правительства РФ N 420).
Из положений пункта 3 данного постановления следует, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, не производится.
В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, производится в порядке, установленном пунктом 50 Правил.
В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта, превышает размер выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, средства, недоплаченные за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, подлежат перечислению получателю субсидии в порядке, установленном пунктом 50 Правил.
Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2020 N 1703 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420" (далее - Постановление Правительства РФ N 1703), Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 N 2391 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2391) данный пункт дополнен условием о том, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г. по 1 апреля 2021 г, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
Таким образом, в силу указанных положений предусматривается автоматическое продление права на субсидию по оплате коммунальных услуг у граждан, являющихся получателями таких субсидий, если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 01 апреля 2021 года, при этом субсидия предоставляется на основании ранее представленных документов в прежнем размере на следующие шесть месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов.
Судом установлено, что 26 февраля 2021 года Орешин Н.А. обратился в ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" с заявлением произвести оплату субсидии в беззаявительном порядке за период с 01 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года, в случае отказа дать разъяснительный ответ.
В ответ на данное заявление ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" дан ответ, согласно которому в соответствии с абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 420 действие указанного постановления распространяются на правоотношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, являющимся получателями таких субсидий, возникших с 26 марта 2020 года. В связи с тем, что на указанный период Орешин Н.А. не являлся получателем субсидии, соответственно, в рассматриваемом случае беззаявительный порядок получения субсидии не применяется. Вопрос о назначении субсидии с 01 января 2021 года не рассмотрен, поскольку не были предоставлены документы, указанные в п.п. 8, 9 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так же, поскольку поданное Орешиным Н.А. заявление не соответствовало форме, утвержденной Административным регламентом, в указанном ответе ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" разъяснен порядок обращения за назначением субсидии, предусмотренный п. 2.11 данного регламента.
На повторное обращение от 15 марта 2021 года, направленное Орешиным Н.А. на электронную почту ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" 13 марта 2021 года, по вопросу беззаявительного продления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года и с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года Орешину Н.А. ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" 25.03.2021 был дан ответ о том, что поскольку на момент принятия Постановления N 420 Орешин Н.А. не являлся получателем субсидии с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года, то согласно позиции Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области действие Постановления N 420 на него не распространяется, решением Сызранского городского суда от 16 сентября 2020 года на ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" возложена обязанность предоставить субсидию за период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года, апелляционным определением Самарского областного суда от 12 января 2021 года указанное решение оставлено без изменения, решение суда исполнено и субсидия была переведена на счет Орешина Н.А.
Кроме того, 29 марта 2021 года в ответ на данное заявление ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" направлено уведомление в адрес Орешина Н.А. об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием сведений об оплате коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами".
14 апреля 2021 года заместителем прокурора г. Сызрани в адрес руководителя ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" вынесено представление от N N, по результатам которого 14 мая 2021 года ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" дан ответ N N, что права Орешина Н.А. не нарушены.
Согласно п. 7.5. статьи 155 Жилищного кодекса РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", Постановления Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" на основании Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01 ноября 2018, заключенного между Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства по Самарской области и ООО "ЭкоСтройРесурс", с 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории Самарской области осуществляется ООО "ЭкоСтройРесурс" как региональным оператором.
С учетом данных обстоятельств, с 01 января 2019 года на территории Самарской области квитанции по оплате коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами" отдельно выставляются региональным оператором ООО "ЭкоСтройРесурс".
В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия, утвержденным Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 6 сентября 2016 г. N 421, а также на основании заключенного между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство), ГКУ СО "РЦОСПН" и ООО "ЭкоСтройРесурс" соглашением, ГКУ СО "РЦОСПН" направляет в адрес ООО "ЭкоСтройРесурс" сведения о гражданах, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а Региональный оператор на основании полученных данных ежемесячно формирует и предоставляет сведения о начисленных и оплаченных суммах за услугу по обращению с ТКО. Кроме того, региональный оператор во взаимодействии с Министерством проводит мероприятия по формированию и актуализации абонентской базы получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области.
Судом установлено, что в период с 01 января 2019 года по 31 августа 2021 года оплата коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами" по лицевому счету N N за жилое помещение по адресу: "адрес" не производилась, задолженность по состоянию на 31 августа 2021 года составила 12 222, 08 руб, что подтверждается сведениями, предоставленными ООО "ЭкоСтройРесурс".
Согласно данным ГКУ СО "РЦОСПН" сведения о льготополучателе Орешине Н.А. и о фактически начисленных и оплаченных суммах за услугу по обращению с ТКО за спорный период прикреплены к базе Министерства и переданы ООО "ЭкоСтройРесурс" как региональным оператором в адрес ГКУ СО "РЦОСПН" в электронном виде посредством программы Vip Net, в связи с чем в числе льготополучателей в ГКУ СО "РЦОСПН" числится Орешин Н.А, зарегистрированный по адресу: "адрес".
Судом установлено, что Орешиным Н.А. предпринимались меры к заключению отдельного договора на оказание коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами" с ООО "ЭкоСтройРесурс" как региональным оператором.
Орешин Н.А. является инвалидом "данные изъяты".
Среднедушевой доход Орешина Н.А. составляет 10 117, 60 руб, при этом его единственным источником дохода является пенсия, доплаты к пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора города Сызрани, заявленные в интересах Орешина Н.А, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от 16 сентября 2020 года субсидия Орешину Н.А. была выплачена за период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года, то по состоянию на 26 марта 2020 года Орешин Н.А. являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам. Соответственно, на момент обращения с заявлением Орешкин Н.А. имел право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поскольку на основании п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 420 субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в беззаявительном порядке, ссылка ответчика на задолженность по услуге "Обращение с твердыми коммунальными отходами" по квартире "адрес", является несостоятельной. При этом причины возникновения задолженности являются уважительными, так как среднедушевой доход Орешина Н.А. составляет 10 117, 60 руб, его единственным источником дохода является пенсия, доплаты к пенсии. Вместе с тем, при наличии сведений о задолженности Орешина Н.А. по спорной коммунальной услуги, возникшей в период с 01 января 2019 по 01 ноября 2019, выплата субсидии ГКУ СО "ГУСЗН" в нарушение требований пп. 56, 57 Правил не была приостановлена. Соответственно, у лица, обращающегося за данной мерой социальной поддержки, отсутствовала правовая определённость в необходимости предоставления данных документов.
Проанализировав представленные по делу доказательства, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты населения" незаконно отказало Орешину Н.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в беззаявительном порядке.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Судебной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы о том, что действие постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего беззаявительный порядок предоставления субсидий, на Орешкина Н.А. не распространяется, так как согласно информационной базе данных Министерства Орешкин Н.А. в период с 01 апреля 2020 года по 01 октября 2020 года получателем субсидии не являлся, обязанность предоставить Орешкину Н.А. субсидию возникла только 12 января 2021 года на основании решения суда, по следующим основаниям.
Из буквального толкования пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 420 следует, что условием предоставления субсидии в беззаявительном порядке является истечение срока предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 января 2021 года, удовлетворены требования Орешина Н.А. о предоставлении субсидии на период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года.
Соответственно, срок предоставления субсидии, присужденной к выплате данным решением суда Орешину Н.А, истекает 31 мая 2020 года, то есть в период, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации N 420 (с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г.).
Таким образом, Орешин Н.А. имеет право на повторное предоставление субсидии в беззаявительном порядке на основании ранее предоставленных документов на следующие 6 месяцев, то есть на следующий период - с 01 апреля 2020 г. по 01 октября 2020 г.
Впоследствии, принимая во внимание, что срок предоставления данной продленной субсидии истекает 1 октября 2020 г, то есть в период, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации N 420 (с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г.), Орешин Н.А. имеет право на повторное предоставление субсидии в беззаявительном порядке на следующие 6 месяцев, то есть на следующий период - с 01 октября 2020 г. по 1 апреля 2021 г.
Истечение 01 апреля 2021 г, то есть в период, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации N 420 (с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г.), срока предоставления данной продленной субсидии влечет для Орешина Н.А. повторное предоставление в беззаявительном порядке субсидии на следующие 6 месяцев, то есть на следующий период - с 01 апреля 2021 г. по 31 августа 2021 года.
С учетом изложенного, срок предоставления Орешину Н.А. субсидии трижды истекает в период, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации N 420 (с 1 апреля 2020 г. по 1 апреля 2021 г.), соответственно, подлежит трехкратному продлению в беззаявительном порядке в том же размере на следующие шесть месяцев.
С учетом изложенного, судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что, поскольку в июне 2021 года Орешкин Н.А. к ответчику с заявлением не обращался, основания для назначения ему субсидии с 01 июня 2021 по 31 августа 2021 отсутствуют.
Судебная коллегия полагает необходимым также отметить, что 12 декабря 2019 года Орешин Н.А. обратился в ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" с заявлением на получение субсидии на оплату коммунальных услуг на период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года. ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" отказало Орешину Н.А. в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг.
Данное обстоятельство послужило основанием для реализации Орешкиным Н.А. своего права на судебную защиту, предусмотренного ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, и обжалования действий (бездействия) ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" в порядке, предусмотренном пунктом 43 Правил. Реализация данного права впоследствии выразилась в удовлетворении требований Орешина Н.А. решением суда и выплате 18 марта 2021 субсидии.
15 марта 2021 года Орешин Н.А. обратился в ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" с заявлением о предоставлении субсидии в беззаявительном порядке.
Соответственно, правоотношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в порядке, предусмотренном Правилами, возникли между Орешиным Н.А. и ответчиком до 26 марта 2020 года. Правоотношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 420, возникли между Орешиным Н.А. и ответчиком после 26 марта 2020 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в силу прямого указания п. 4 Постановления Правительства РФ N 420 действие данного постановления распространяется на правоотношения между Орешиным Н.А. и ответчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не обоснована уважительность причин возникновения у Орешкина Н.А. задолженности, при этом совокупный доход Орешкина Н.А. в качестве таковой причины не может рассматриваться, судебной коллегией не принимается во внимание, так как данный довод противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам.
Судебная коллегия принимает во внимание, что перечень уважительных причин, предусмотренных абзацем 4 пункта 47 постановления Пленума N 22 от 27 июня 2017 года, не является закрытым, соответственно отнесение к уважительным причинам совокупного дохода Орешина Н.А, который влечет для него невозможность по объективным причинам оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги, является обоснованным.
Кроме того, спор в рассматриваемом случае возник, в связи с отказом ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа" в предоставлении субсидии Орешину Н.А. в беззаявительном порядке, который в силу прямого указания Постановления Правительства РФ N 420, осуществляется на основании ранее представленных документов с возможностью перерасчета ее размера после представления документов.
Соответственно, факт наличия или отсутствия документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
Судебная коллегия не может признать заслуживающими внимания другие доводы апелляционной жалобы, поскольку все они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства, а обстоятельства, на которые истец обращает внимание суда апелляционной инстанции, сводятся к доводам, изложенным в обоснование возражений на иск, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна. Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.