Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А, при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш, с участием прокурора Атяскиной О.А, представителя административного истца Агапчевой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1830/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красная Горка" к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, УСТАНОВИЛ:
ООО "Красная Горка" обратилось в Самарский областной суд с административным иском об оспаривании в части нормативных правовых актов, просило суд признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом 2086 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 2038 нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом 21719 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 2148 нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом 2149 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 1953 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 20834 нежилого здания с кадастровым номером N, со дня их принятия, указывая, что нежилое здание с кадастровым номером N имеет
наименование котельная и прачечная, площадью 588, 9 кв.м, расположено по адресу: "адрес". Нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование здание санатория, площадью 2 455, 20 кв.м, расположено по адресу: "адрес". Указанные здания принадлежали на праве собственности административному истцу, фактически не использовались, поскольку были разрушены и снесены в 2018 году. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просило заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности от 13.09.2021 года N 63 АА 6799729 Агапчева А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку спорные объекты имеют наименование "здание котельной и прачечной" и "здание санатория", что позволяет их отнести к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания, министерство правомерно включило их в оспариваемые Перечни на основании пункта 4 ст.378.2 НК РФ. Исчисление налога на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимого имущества производится до даты регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете "Волжская коммуна", N 308(30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете "Волжская коммуна" N 171(30955) от 21.10.2020 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под номером 2086 (на 2018 год), под номером 2038 (на 2019 год), под номером 2148 (на 2020 год), под номером 1953 (на 2021 год) включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, наименование: котельная и прачечная, назначение: нежилое, площадью 588, 9 кв.м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: "адрес", б/н. Собственником указанного нежилого здания является общество с ограниченной ответственностью "Красная Горка" на основании постановления Совета Федерации общественной организации Федерации профсоюзов Самарской области N XIII от 31.08.2005 года, акта приема-передачи от 07.09.2005 года, объект недвижимости снят с кадастрового учета 17.06.2021 года. Указанное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2021 года, от 17.06.2021 года, свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2005 года.
В вышеуказанные перечни под номером 21719 (на 2019 год), под номером 2149 (на 2020 год), под номером 20834 (на 2021 год) включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, наименование: здание санатория, назначение: нежилое, площадью 2 455, 2 кв.м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: "адрес", б/н. Собственником указанного нежилого здания является общество с ограниченной ответственностью "Красная Горка" на основании постановления Совета Федерации общественной организации Федерации профсоюзов Самарской области N XIII от 31.08.2005 года, акта приема-передачи от 07.09.2005 года, объект недвижимости снят с кадастрового учета 15.04.2021 года. Указанное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.04.2021 года, от 01.03.2021 года, свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2005 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Согласно п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: котельная и прачечная, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют. Объект недвижимости снят с кадастрового учета 17.06.2021 года.
Из технического паспорта на здание, выполненного по состоянию на 03.02.2005 года, следует, что здание включает в себя: 1 этаж: котельные, душевая, туалеты, 2 этаж: склады, раздевалка, коридоры, прачечная, жилое, сушилка, кладовка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: здание санатория, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют. Объект недвижимости снят с кадастрового учета 15.04.2021 года.
Из технического паспорта, выполненного по состоянию на 03.02.2005 года, следует, что здание включает в себя: этаж п-1: помещения, этаж 1-2: помещения, этаж 2-3: помещения, этаж 3-4: помещения.
Указанные здания располагались в пределах земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), площадью 169101 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под санаторий. Земельный участок был снят с кадастрового учета 17.08.2011 года, из него образовано шесть земельных участков с кадастровыми номерами N и проданы иным физическим лицам. Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что виды разрешенного использования земельных участков: для многоэтажной застройки, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, под санаторий. В пределах данных земельных участков отсутствует расположение объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года N 46-П, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправдано в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки ст.19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.