Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Каракулина А.П, Васильевой О.С, Вытовтова В.Н, Разиньковой Е.В, Чаплыгина С.А, Шульга Н.И. на решение Ленинского районного суда города Курска от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 20 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Каракулина А.П, Васильевой О.С, Вытовтова В.Н, Разиньковой Е.В, Чаплыгина С.А, Шульга Н.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области), государственному регистратору Марченко М.Е. об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя административных истцов Борзенкова Р.Э, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васильева О.С, Вытовтов В.Н, Разинькова Е.В, Чаплыгин С.А, Шульга Н.И, Каракулин А.П. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным отказ Управления Росреестра по Курской области от 19 июня 2020 года в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок, образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N; возложить обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В обоснование административных исковых требований указали, что административными истцами было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на земельный участок, выделяемый из земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", в счет долей. Решениями государственного регистратора Управления Росреестра по Курской области регистрация была сначала приостановлена, а затем в государственной регистрации права отказано, чем нарушены их права, поскольку выдел земельного участка осуществлен административными истцами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 20 июля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 октября 2021 года через Ленинский районный суд города Курска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2021 года, Васильева О.С, Вытовтов В.Н, Разинькова Е.В, Чаплыгин С.А, Шульга Н.И, Каракулин А.П. просят отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда, обстоятельствам дела. Не согласны с выводами судов о том, что площадь выделяемого ими земельного участка кратно превышает площадь исходного земельного участка, а Управление Росреестра не наделено правом перераспределять площадь земельных участков за счет смежных земельных участков; что фактические доли административных истцов находятся в ином земельном участке.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 536 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: "адрес" находится в общей долевой собственности.
Васильева О.С, Разинькова Е.В, Чаплыгин С.А, Шульга Н.И. на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 18 сентября 2009 года, от 28 февраля 2012 года, от 15 октября 2008 года, от 13 ноября 2004 года соответственно, а Вытовтов В.Н. на основании договора дарения от 18 марта 2010 года, являются собственниками по 4, 91 га земельного участка.
Каракулин А.П. является собственником 14, 73 га на основании договоров купли-продажи от 13 мая 2018 года, от 6 июля 2018 года, от 1 июня 2018 года, заключенных с ФИО13, ФИО11 и ФИО12 соответственно.
3 марта 2020 года Васильева О.С, Вытовтов В.Н, Разинькова Е.В, Чаплыгин С.А, Шульга Н.И, обратились в Управление Росреестра по Курской области с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на 1/5 долю земельного участка с кадастровым номером N.
С аналогичным заявлением обратился Каракулин А.П.
Уведомлениями государственного регистратора Управления Росреестра по Курской области от 19 марта 2020 года осуществление государственной регистрации было приостановлено до 18 июня 2020 года, поскольку площадь образуемого объекта недвижимости превышает площадь исходного земельного участка с кадастровым номером N, содержащуюся в едином государственном реестре недвижимости. Сообщено, что при формировании ЗУ1 происходит наложение границ с земельным участком с кадастровым номером N, в связи с чем рекомендовано переоформить межевой план в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством.
Уведомлениями Управления Росреестра по Курской области от 19 июня 2020 года административным истцам отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, поскольку не устранены препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации причины.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Курской области соответствует требованиям действующего законодательства, принято уполномоченным лицом, прав административных истцов, не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Согласно пункту 6 статьи 47 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены перечисленные в данном пункте документы.
В пункте 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Согласно пункту 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также статьями 13 и 14 данного Закона.
Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Данной нормой установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (пункт 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (пункт 5).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункт 6).
Из материалов административного дела следует, что из земельного участка с кадастровым номером N в счет невостребованных 109 долей участников общей долевой собственности был сформирован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 536 га, а также в счет ранее выделенных земельных долей, сформирован земельный участок с кадастровым номером N.
По состоянию на 7 мая 2020 года из земельного участка с кадастровым номером N образованы земельные участки равные 107 долям общей площадью 5251200 кв.м. Не выделенных осталось 2 земельных доли, площадью 11, 78 га.
Административными истцами ставится вопрос о выделении из земельного участка с кадастровым номером N оставшейся площадью 11, 78 га 6 земельных участков общей площадью 39, 28 га, котрых они фактически там не имеют и не имели.
Судами также установлено, что участники общей долевой собственности в количестве 338 человек, в том числе наследодатели ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО13 и ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды земельного участка площадью 1956, 03 га с "данные изъяты" зарегистрированный в ЕГРН и передали в аренду свои земельные доли, находящиеся в земельном участке с кадастровым номером N, тем самым подтвердив наличие принадлежащих им земельных долей именно в указанном земельном участке. При этом передача в аренду земельных долей предполагает получение арендной платы. Истечение срока договора аренды не свидетельствует об утрате административными истцами права на земельные доли в земельном участке с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о том, что площадь выделяемого административными истцами земельного участка кратно превышает площадь исходного земельного участка, и фактические доли административных истцов находятся в ином земельном участке, подлежат отклонению. Оспариваемые уведомления Управления Росреестра соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административных истцов не нарушают.
Учитывая нормы права, фактические обстоятельства дела, суды правильно пришли к выводу, что об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобе не содержат оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каракулина А.П, Васильевой О.С, Вытовтова В.Н, Разиньковой Е.В, Чаплыгина С.А, Шульги Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.