Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Захарова Р.Н. на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Захарова Р.Н. к призывной комиссии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захаров Р.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа города Выкса Нижегородской области от 24 декабря 2020 года о признании Захарова Р.Н. непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложить на военный комиссариат Нижегородской области обязанность выдать военный билет.
В обоснование административных исковых требований указал, что 24 декабря 2020 года призывная комиссия городского округа города Выкса Нижегородской области признала административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением призывной комиссии не согласен, поскольку военным комиссариатом и призывной комиссией не проводились мероприятия в отношении Захарова Р.Н. по призыву на военную службу, повестки о явке в отдел военного комиссариата не направлялись. Указал, что последний раз получал повестку с вызовом в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий в 2015 году, которая ему вручена ответственным за военный учет по месту работы в "данные изъяты" С 2015 года Захаров Р.Н. место работы не менял до достижения возраста 27 лет.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 октября 2021 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2021 года, Захаров Р.Н. просит судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, ненадлежащей оценкой доказательств по делу. Указал, что военный комиссариат имел сведения о трудоустройстве Захарова Р.Н. "данные изъяты" однако после 2015 года повестки по месту работы не направлял.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Захаров Р.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет военным комиссариатом городских округов города Выкса и Навашинский Нижегородской области 2 февраля 2009 года
Протоколом комиссии по ППГВУ от 2 февраля 2009 года N признан временно не годным к военной службе, категория "данные изъяты"
С сентября 2010 года по июнь 2015 года Захаров Р.Н. проходил обучение в "данные изъяты".
Решением призывной комиссии городского округа "адрес" (протокол от 8 июля 2010 года N 33), в соответствии со статьями N постановления Правительства Российской Федерации N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" признан годным к военной службе с незначительными ограничениями N и в соответствии подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Захарову Р.Н. предоставлена отсрочка до 2015 года.
По окончанию обучения весной 2015 года Захаров Р.Н был вызван в военный комиссариат, где предъявил жалобы на состояние здоровья, в связи с чем направлен в Выксунскую ЦРБ для исследования состояния здоровья.
При прохождении медицинского освидетельствования в мае 2015 года всеми врачами - специалистами, за исключением врача психиатра, вынесены решения о признании Захарова Р.Н. годным к военной службе с незначительными ограничениями Б-4.
Врачом-психиатром выписано направление для прохождения обследования в психиатрической больнице, которое передано в призывную комиссию городского округа города Выкса Нижегородской области для принятия решения о направлении на обследование, которое вручить Захарову Р.Н. не представилось возможным, так как он самовольно убыл из военного комиссариата, сменил фактическое место жительства и проживал в городе Нижний Новгород. Новый адрес места жительства в военный комиссариат не сообщил.
Из материалов дела усматривается, что 13 октября 2016 года начальник отдела военного комиссариата Нижегородской области по городскому округу города Выкса и Навашинскому району направил начальнику отдела МВД России по городу Выкса обращение о проведении розыскных мероприятий с целью установления местонахождения Захарова Р.Н. и обеспечения его прибытия на указанные мероприятия, поскольку вручить последнему повестку о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представляется возможным.
Из сообщения отдела МВД России по городу Выкса от 8 ноября 2016 года, следует, что по обращению от 13 октября 2016 года N Захаров Р.Н. оповещен повесткой о необходимости явиться в военный комиссариат города Выкса.
Вместе с тем такая обязанность по явке в военный комиссариат административным истцом исполнена не была.
В суде первой и апелляционной инстанций Захаров Р.Н. подтверждал, что об изменении места фактического проживания с города Выкса на город Нижний Новгород военкомат не извещал, в городе Нижнем Новгороде на учет в военном комиссариате не вставал.
22 мая 2019 года в связи с достижением Захаровым Р.Н. 27-летнего возраста, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вынесено решение о передаче его в запас.
В декабре 2020 года Захаров Р.Н. обратился в военный комиссариат за получением документа воинского учёта и после определения категории годности направлен на заседание призывной комиссии, по заключению которой от 24 декабря 2020 года признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением призывной комиссии Советского и Нижегородского районов города Нижнего Новгорода от 22 декабря 2020 года Захаров Р.Н. зачислен в запас в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение призывной комиссии принято в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". С 2015 года по окончании отсрочки Захаров Р.Н. знал о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, от прохождения которого в полном объеме уклонился, сменил фактическое место жительства, не уведомив об этом военный комиссариат, длительное время уклонялся от получения повесток по месту постоянной регистрации, после уведомления в октябре 2016 года о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явился, что свидетельствуют об умышленном воспрепятствовании проведению в отношении него таких мероприятий.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определены в пункте 34 Положения о призыве на военную службу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
Судами установлено и следует из материалов дела, что административным ответчиком многократно как лично принимались все возможные меры, направленные на вручение Захарову Р.Н. повесток, вызове его для прохождения медицинской комиссии, так и направлялись обращения в органы полиции с просьбой установить местонахождение призывника, оказать содействие по вручению повестки. Однако, названые мероприятия оказались безрезультативными.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подпункта "г" пункта 50 раздела IX постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете", граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Таким образом, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, возложена обязанность сообщать в военный комиссариат об изменении своего места жительства.
Такая обязанность Захаровым Р.Н. не исполнена.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что у призывной комиссии имелись основания к вынесению оспариваемого заключения, в связи с чем судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, обстоятельств дела, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Захарова Р.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.