Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мельника А.Ф. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мельника А.Ф. к администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельник А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 15 января 2021 года N в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "ведения садоводства"; возложить обязанность изменить вид разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: "адрес". Обратившись к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "ведения садоводства", в его удовлетворении отказано ввиду отсутствия Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и невозможности, в связи с этим, определить территориальную зону оспариваемого земельного участка. Считал отказ административного ответчика незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 27 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 августа 2021 года, административные исковые требования Мельника А.Ф. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Мельнику А.Ф. администрацией Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "ведения садоводства" в отношении земельного участка с кадастровым номером N от 15 января 2021 года N 22. На администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Мельника А.Ф.
В кассационной жалобе, поданной 3 ноября 2021 года почтой через Лямбирский районный суд Республики Мордовия, и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 15 ноября 2021 года, Мельник А.Ф. просит отменить судебные акты в части возложения обязанности на администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Мельника А.Ф. и принять в этой части новое решение о возложении обязанности на администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства". Полагает, что судебные акты нарушают его права, поскольку дают возможность административному ответчику вновь отказать ему в удовлетворении заявления по другим основаниям.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мельник А.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: "адрес".
Мельник А.Ф. обратился в администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, собственником которого он является.
Из ответа администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 15 января 2021 года N Мельнику А.Ф. следует, что принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "ведение садоводства" не предоставляется возможным, в связи с невозможностью определить к какой территориальной зоне относится земельный участок, поскольку отсутствует оригинал Правил землепользования и застройки и генеральный план Берсеневского сельского поселения. Изготовление нового генерального плана и Правил землепользования и стройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия длительная процедура.
Из письма министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия от 18 мая 2021 года N следует, что администрацией Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия министерству были представлены генеральный план и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденные решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 года N.
По сообщению администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 17 мая 2021 года генеральный план и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия размещены на официальном сайте администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в разделе "Генеральные планы", а также официально опубликованы в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Акты приема-передачи генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района отсутствуют, так как при передаче полномочий в 2019 году вышеуказанные документы в бумажном виде не передавались.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что из содержания ответа главы администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 15 января 2021 года не следует, на основании каких нормативных правовых актов Мельнику А.Ф. отказано в изменении вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ему земельного участка, ответов по существу поставленных в заявлении Мельника А.Ф. вопросов не содержится.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие Мельника А.Ф. с решением суда первой инстанции в части возложения на административного ответчика обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Мельника А.Ф. об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о его незаконности.
Пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет судам право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений. Данное законоположение направлено в силу его буквального содержания на обеспечение восстановления нарушенных прав административного истца, а не на их ограничение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года N 2163-О).
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение и на каких условиях должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Разрешая вопрос о способе восстановления права в связи с признанием незаконными решения администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, суд пришел к выводу об устранении допущенных нарушений прав административного истца путем возложения на орган местного самоуправления обязанности повторно рассмотреть заявление Мельника А.Ф, что не противоречит пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и также является одним из способов восстановления нарушенного права.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, вопреки доводам кассационной жалобы, применены правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельника А.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.