Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Козлова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аболмасовой Галины Николаевны к администрации Волоколамского городского округа Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационной жалобе Аболмасовой Галины Николаевны на решение Волоколамского городского суда Московской области от 23 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, судебная коллегия
установила:
Аболмасова Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации Волоколамского городского округа Московской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных исковых требований Аболмасова Г.Н. ссылалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в МУЗ "Волоколамская ЦРБ", ДД.ММ.ГГГГ между истцом и работодателем заключен договор N найма жилого помещения в общежитии, состоящего из двух комнат общей площадью 28, 6 кв. м, расположенного по указанному выше адресу. В жилом помещении зарегистрированы и проживают с указанного времени истец и ее супруг ФИО6, также работающий в МУЗ "Волоколамская ЦРБ". ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Волоколамского городского округа Московской области с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, в связи с тем, что в 2014 г. общежитие изъято из оперативного управления медицинского учреждения и передано в муниципальную собственность. Однако в удовлетворении заявления было отказано, поскольку в соответствии с п. 1.8 решения Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 29 марта 2018 г. N 20-81 "Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений Волоколамского муниципального района" служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Волоколамского муниципального района и не подлежат отчуждению, передаче в аренду, обмену или передаче их в поднаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма служебного жилого помещения. Выражая несогласие с отказом, истец обратилась в суд с данным иском.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 23 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Аболмасовой Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе Аболмасовой Г.Н. содержится просьба об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных, принятии нового судебного акта об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Аболмасова Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МУЗ "Волоколамская ЦРБ" на должность заведующей ОМО МУЗ "Волоколамской ЦРБ" без указания срока.
7 апреля 2008 г. между комитетом по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области и МУЗ "Волоколамская центральная районная больница" заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МУЗ "Волоколамская ЦРБ", в том числе на нежилые помещения.
Во исполнение условий договора постановлением главы администрации Волоколамского муниципального района Московской области от 29 сентября 2008 г. N 2580 помещение детской поликлиники переведено в жилое помещение, на главного врача МУЗ "Волоколамская ЦРБ" возложена обязанность произвести переустройство (перепланировку) детской поликлиники по адресу: "адрес" под жилые помещения специализированного жилищного фонда (общежитие).
Постановлением главы администрации Волоколамского муниципального района Московской области от 11 сентября 2009 г. N 2679 нежилое помещение общей площадью 548, 3 кв. м, расположенное на первом этаже по адресу: "адрес" переведено в жилое помещение с присвоением статуса "общежитие" и отнесено к специализированному жилищному фонду.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением здравоохранения "Волоколамская ЦРБ" и Аболмасовой Г.Н. заключен договор найма жилого помещения в общежитии на передачу нанимателю за плату во временное владение и пользование в связи с работой в МУЗ "Волоколамская ЦРБ" на время трудовых отношений, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат жилое помещение общей площадью 28, 6 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" (комната обозначена в приложении N красителем желтого цвета).
Впоследствии к данному договору найма заключались дополнительные соглашения на вселение в квартиру членов семьи Аболмасовой Г.Н.
В настоящее время в квартире проживают и зарегистрированы Аболмасова Г.Н. и Аболмасов М.В.
14 августа 2014 г. общежитие изъято из оперативного управления МУЗ "Волоколамская ЦРБ" и передано в собственность Волоколамского муниципального района Московской области.
Постановлением главы администрации Волоколамского муниципального района Московской области от 16 декабря 2014 г. N 2141 Аболмасовой Г.Н, являющейся медицинским работником МБУЗ "Волоколамская ЦРБ", на основании ходатайства главного врача МБУЗ "Волоколамская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена "адрес" общей площадью 48, 10 кв. м, расположенная по адресу: "адрес".
Советом депутатов Волоколамского муниципального района Московской области в пределах своих полномочий 29 марта 2018 г. принято решение N 20-81 "Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений Волоколамского муниципального района".
В соответствии с п. 1.8 Положения служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Волоколамского муниципального района и не подлежат отчуждению, передаче в аренду, обмену или передаче их в поднаем. В перечень категорий граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в жилищном фонде Волоколамского муниципального района, включены врачи, медицинские сестры и другие медицинские работники.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 49, 57, 63, 93 ЖК РФ, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исследовав представленные доказательства, исходил из того, что право на приватизацию жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда имеют граждане только при условии возникновения у них права пользования таким жилым помещением на условиях социального найма, которого у Аболмасовой Г.Н. установлено не было. Сведений о том, что Аболмасова Г.Н. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не представлено, решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, согласия на передачу жилого помещения в пользование на условиях договора социального найма собственник не давал.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного, не может свидетельствовать об утрате жилым помещением статуса специализированного служебного жилого помещения.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и ч. 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ).
Таких оснований, предусмотренных законом, по делу не установлено.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
Ссылка в кассационной жалобе на решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 29 июля 2021 г. N 31-164, отменяющее решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 29 марта 2018 г. N 20-81 "Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений Волоколамского муниципального района Московской области" и утверждении нового Порядка предоставления служебных жилых помещений Волоколамского муниципального района Московской области, в соответствии с которым право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют наниматели, являющиеся медицинскими работниками, имеющие стаж работы не менее пяти лет в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Московской области, не может является основанием для отмены вступивших в силу обжалуемых судебных актов, поскольку решение принято Советом после вступления обжалуемых судебных актов в законную силу, однако указанное обстоятельство позволяет истцу повторно обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о передаче спорного жилого помещения в собственность, при наличии совокупности условий, указанных в решении органа местного самоуправления.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 23 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Аболмасовой Галины Николаевны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.