Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 6 декабря 2021 года гражданское дело по иску Таракановой Ирины Евгеньевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии
по кассационной жалобе Таракановой Ирины Евгеньевны
на решение Серпуховского городского суда Московской области от 27 апреля 2021 года по гражданскому делу N2-1114/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 августа 2021 года по гражданскому делу N 33-23193/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Тараканова И.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 11 по г. Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ- УПФР N 11 по г.Москве и Московской области) о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 27
апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 августа 2021 года, исковые требования Таракановой И.Е. удовлетворены частично: включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения на курсах повышения квалификации с 5 июня 2000 года по 24 июня 2000 года. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Тараканова И.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, полагая, что материалы дела содержат достаточные доказательства, подтверждающие ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Таракановой И.Е, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 9 ноября 2020 года Тараканова И.Е. обратилась в ГУ- УПФР N11 по г. Москве и Московской области с заявлением о
назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от 24 декабря 2020 года Таракановой И.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы и срока назначения страховой пенсии по старости.
В специальный стаж Таракановой И.Е. не включены, в том числе, периоды работы с 24 августа 1998 года по 4 января 1999 года в должности учителя начальных классов в МУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и с 7 ноября 2017 года по 9 ноября 2020 года в должности специалиста ГКУ СО "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченным возможностями".
Согласно справке, выданной, истцу ГКУ СО "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченным возможностями", Тараканова И.Е. получала заработную плату в период с августа по декабрь 1998 года, что подтверждается ведомостями оплаты труда по договору подряда на основании приказа N 145 от 27 августа 1998 года установлена доплата и надбавка стимулирующего характера руководителям и специалистам Центра, где указана Тараканова И.Е, должность не указана.
В соответствии с актом документальной проверки пенсионным органом сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью Таракановой И.Е, за проверяемый период работы с 15 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года договор подряда для проверки не представлен, в ведомостях оплаты труда по договорам подряда не просматривается должность и приказы на выполнение работ.
Из трудовой книжки Таракановой И.Е. следует, что 5 января 1999 года Тараканова И.Е. принята на должность учителя начальных классов по 10 разряду в МУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", 11 мая 1999 года уволена в связи с истечением срока трудового договора, 1 сентября 1999 года принята на должность учителя начальных классов 2 квалификационной категории в МУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", 18 июня 2003 года переведена на должность воспитателя 12 разряда, 1 сентября 2007 года переведена на должность воспитателя первой категории, 7 ноября 2017 года переведена на должность специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере. 1 сентября 2008 года внесена запись о переименовании Центра в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
Как следует из материалов дела, 1 октября 2017 года между ГКУ СО "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченным возможностями" и Таракановой И.Е. заключен трудовой договор N21/9, согласно которому работодатель предоставляет работнику работу по должности "воспитатель первой квалификационной категории".
Согласно дополнительному соглашению N14 от 7 ноября 2017 года к трудовому договору N21/9 от 1 октября 2017 года, заключенному между ГКУ СО "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченным возможностями" и Таракановой И.Е, работник, занимающий согласно договору должность воспитатель, с его согласия переводится на должность специалист по реабилитационной работе в социальной сфере седьмого уровня квалификации ПС "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
ГКУ СО "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в материалы дела представлена должностная инструкция воспитателя отделения дневного пребывания.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в пункте 19 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации пункта 19 части 1 статьи 30 указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Данным Постановлением предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренные в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено учреждение "реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", и разделом "Наименование должностей" предусмотрены, в том числе, должности "учитель", "воспитатель". Должность "специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", указанным Списком не предусмотрена, как не предусмотрена и ранее действующим законодательством.
Тараканова И.Е. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионного Фонда России в качестве застрахованного лица 29 апреля 1998 года.
Статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счет застрахованного лица Таракановой И.Е, в спорный период отсутствует код льготной работы, подтверждающий наличие условий для досрочного назначения страховой пенсии.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований Таракановой Е.И. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы с 24 августа 1998 года по 4 января 1999 года, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, записям трудовой книжки, справке работодателя от 15 декабря 2020 года N18, обоснованно пришли к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств осуществления истцом в данный период в МУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" трудовой деятельности в должности учителя начальных классов, предусмотренной Списком, т.к. наименование должности в первичных документах работодателя не указано.
Отказывая во включении в специальный стаж истца период работы с 7 ноября 2017 года по 9 ноября 2020 года в должности специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере ГКУ СО "Протвинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" суды исходили из того, что наименование должности, занимаемой Таракановой И.Е. отсутствует в разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, работодатель не подтверждал льготный характер работы истца, не проставляя код льгот. Должности "воспитатель" и "специалист" являются различными. Установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей в компетенцию суда не входит, в связи с чем, спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца.
С учетом, включенного судом периода работы истца, специальный стаж Таракановой И.Е. составляет менее необходимого стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", следовательно, судами верно отказано в назначении истцу досрочной пенсии с 9 ноября 2020 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Таракановой И.Е. в жалобе доводы о наличии у нее права на досрочное назначение пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 августа 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Таракановой Ирины Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.