Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 6 декабря 2021 года гражданское дело по иску Кимля Владимира Андреевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Воронежской области, Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области, Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) о возложении обязанности по перерасчету размера получаемого пенсионного обеспечения с момента его назначения
по кассационной жалобе Кимля Владимира Андреевича
на решение Бобровского районного суда Воронежской области от 23 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-153/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 августа 2021 года по гражданскому делу N 33-4784/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Кимля В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Воронежской области (далее по тексту - ГУ ОПФР по Воронежской области), Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области (далее по тексту ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР России в Воронежской области), Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ-УПФР в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) о возложении обязанности по перерасчету размера получаемого пенсионного обеспечения с момента его назначения.
Решением Бобровского районного суда Воронежской области от 23 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований Кимля В.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кимля В.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для перерасчета пенсии, ввиду неправильного определения его трудового стажа, составляющего 39 лет, определения коэффициента 0, 70.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом, Кимля В.А. с 21 января 2009 года является получателем страховой пенсии.
Согласно записям в трудовой книжке, Кимля В.А. с 5 августа 1967 года по 3 ноября 1968 года работал в МТТ Кзыл-Аскерского совхоза; с 12 ноября 1968 года по 3 ноября 1970 года проходил службу в армии; 15 ноября 1970 года принят в штат совхоза в качестве шофера, 9 августа 1971 года уволен из совхоза по собственному желанию; 15 августа 1971 года принят шофером в совхоз "50 лет Казахстана", 31 июля 1974 года уволен по статье 31 КЗОТ Казахской ССР; 30 августа 1974 года по 31 октября 1985 года работал в СМУ-1 "Норильск-энергопромстроя" на разных должностях, который был переименован в Специальное управление строительства "ТаймырЭнергоСтрой", а затем в Специальное управление строительства Норильского горно-металлургического комбината; с 1 ноября 1985 года по 16 марта 1987 года работал автокрановщиком в СМП-1 "Северэлеватормельстрой", уволен переводом в ПЧ по согласованию сторон; в период с 16 марта 1987 года по 1 августа 1999 года работал в ППЧ N 27 Тимирязевского района ГПС СКО, подведомственной Комитету противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Как следует из ответа ГУ-ОПФР по Воронежской области Кимля В.А. с 21 января 2009 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за работу на Крайнем Севере при неполном льготном стаже, размер которой с 1 февраля 2018 года составил 12325 рублей 07 копеек, в том числе, страховая часть 7342 рублей 17 копеек и фиксированная выплата 4982 рублей 90 копеек. Стаж Кимля В.А, выработанный до 1 января 1991 года составил 23 года 3 месяца 15 дней, соответственно коэффициент валоризации равен 0, 33 (10+23). Сумма валоризации составляет: 418945, 31 х 0, 33 (10%+23%) =138251 рублей 45 копеек. Пенсионным органом общий трудовой стаж Кимля В.А. на 31 декабря 2001 года определен в 31 год 10 месяцев 5 дней, среднемесячный заработок - 506 рублей 94 копеек за период с 1 января 1979 года по 31 декабря 1983 года (фактическое отношение - 2, 838) с применением максимально возможного отношения заработков 1, 2. В связи с тем, что общий трудовой стаж Кимля В.А. составил 31 год 10 месяцев 5 дней, его стажевый коэффициент равен 0, 61 (0, 55 + 0, 06).
Согласно расчетам пенсионного органа, специальный стаж работы Кимля В.А. на Крайнем Севере за вычетом периодов отпуска без сохранения заработной платы составил 11 лет 1 месяц 12 дней, что позволило назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости при неполном северном стаже с даты обращения в пенсионный орган с 21 января 2009 года.
Вступившим в законную силу решением Таловского районного суда Воронежской области от 1 сентября 2011 года, отказано в удовлетворении исковых требований Кимля В.А. к пенсионному органу о включении в специальный трудовой стаж периода его работы с 16 марта 1987 года по 1 августа 1999 года в ППЧ N 27 Тимирязевского района ГПС СКО, подведомственной Комитету противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан; суммировании данного стажа с периодом работы на Крайнем Севере; признании незаконным решения пенсионного органа о не включении в стаж указанного периода; о перерасчете пенсионного капитала, пенсионного коэффициента и перерасчете пенсии с 17 декабря 2008 года.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Виды работ, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и могут участвовать в суммировании перечислены в пункте 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 (далее -Правила N 516).
Пункт 3 Правил N 516 содержит порядок суммирования, где прямо указано, какие виды работ могут прибавляться к другим работам.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При этом, согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ учитывается отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период в размере не свыше 1, 2.
Вместе с тем, лица, проживавшие по состоянию на 1 января 2002 года на Крайнем Севере, независимо от места жительства, если у них имеется на 1 января 2002 года необходимый общий трудовой стаж (мужчины - 25 лет) и стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, имеют право на применение повышенного отношения заработков в зависимости от районного коэффициента, установленного к заработной плате в данной местности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ при оценке пенсионных прав применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ стажевый коэффициент для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
В связи с вступлением в силу редакции Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ всем лицам, являющими пенсионерами, имеющим общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 1991 года произведена переоценка пенсионных прав (валоризация) с 1 января 2010 года. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено включение в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей, работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в пожарной части подведомственной МЧС стран участников СНГ, названными выше правовыми актами, не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 статьи 12 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года, действовавшим до 1 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, как ранее действовавшим Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года, так и действующим в период назначения истцу трудовой пенсии Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включение периода работы в ведомственной пожарной охране, противопожарной службе субъектов Российской Федерации или пожарной части республик бывшего СССР, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Кимля В.А. о возложении обязанности по перерасчету размера получаемого пенсионного обеспечения с момента его назначения, суды первой и второй инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований об изменении стажевого коэффициента до размера 0, 70, изменении коэффициента валоризации до размера 0, 41, с изменением базовой части пенсионного обеспечения, перерасчета пенсии истца начиная с 17 декабря 2008 года, с учетом включения в льготном исчислении периода его работы с 16 марта 1987 года по 1 августа 1999 года в ППЧ N 27 Тимирязевского района ГПС СКО, подведомственной Комитету противопожарной службы Министерства по Чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в трудовой стаж; возложении обязанности на ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области произвести выплату невыплаченной части пенсионного обеспечения за период с момента назначения пенсии, поскольку сложение работы истца на Крайнем Севере с периодами работы в профессиональной пожарной части N 27 Тимирязевского района Государственной противопожарной службы Северо-Казахстанской области, подведомственной Комитету противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, не предусмотрено законом.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Соглашения от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан Государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Кимля В.А. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии с 17 декабря 2008 года, с учетом включения в льготном исчислении периода его работы с 16 марта 1987 года по 1 августа 1999 года в ППЧ N 27 Тимирязевского района ГПС СКО, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Бобровского районного суда Воронежской области от 23 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кимля Владимира Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.