Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2021 года гражданское дело N 2-2829/2021 по иску Алексеевой Анастасии Федоровны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обязании назначить пособие
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Подольского городского суда Московской области от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Алексеева А.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту - Минсоцразвития Московской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить пособие.
Решением Подольского городского суда Московской области от 21 июня 2021 года исковые требования Алексеевой А.Ф. удовлетворены: на Минсоцразвития Московской области возложена обязанность назначить Алексеевой А.Ф. ежемесячное пособие по уходу за ребенком - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления от 11.11.2020 года и представленных документов; взысканы с Минсоцразвития Московской области в пользу Алексеевой А.Ф. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 1800 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 года решение Подольского городского суда Московской области от 21 июня 2021 года отменено в части признания незаконным решения Подольского управления социальной защиты населения Минсоцразвития Московской области N442799 от 12.11.2020 года об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В отмененной части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении иска Алексеевой А.Ф. к Минсоцразвития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Минсоцразвития Московской области ставит вопрос об отмене судебных актов в части возложения на Минсоцразвития Московской области обязанности назначить Алексеевой А.Ф. ежемесячное пособие по уходу за ребенком и взыскании судебных расходов, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Алексеева А.Ф. состоит в браке с ФИО6, супруги имеют несовершеннолетнего сына - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
11 ноября 2020 года Алексеева А.Ф. обратилась в Подольское управление социальной защиты населения Минсоцразвития Московской области с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком Алексеевым С.А, 19.06.2020 года рождения.
Подольское управление социальной защиты населения Минсоцразвития Московской области 12 ноября 2020 г. вынесло решение N442799 об отказе в назначении пособия, поскольку истцом предоставлены не все документы, необходимые в соответствии с п. 53 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" для назначения пособия по уходу за ребенком.
Виды государственных пособий установлены ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", установлено, что правом на обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу ст. 17.2 Федерального закона N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Указанные пособия назначаются и выплачиваются на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок).
Подпунктом "в" пункта 39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, в том числе, прекратившие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из п. 40 Порядка следует, что лицам, указанным в подп. "в" п. 39 Порядка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице.
В силу п. 46 Порядка выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется: лицам, указанным в подп. "в" п. 39 настоящего Порядка (за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам), - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет; матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в подп. "в" п. 39 настоящего Порядка: со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет - в случае выбора ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно п. 54 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются: заявление о назначении пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которыми осуществляется уход, выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для лиц, указанных в подп. "в" п. 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком; выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12. 2009 г. N 1100, - для лиц, указанных в подп. "в" п. 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам; справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.
Согласно трудовой книжке Алексеевой А.Ф. трудовой договор, заключенный между ней и ЗАО "ГК Аккорд" прекращен 28.11.2019 года, иных записей в трудовой книжке не имеется, т.е. на момент подачи заявления в орган социальной защиты истец не состояла в трудовых отношениях.
Из справки ГУ МОРО ФСС РФ филиал N N 12-19/01-199СП от 30.10.2020 года ИП Алексеева А.Ф. состоит на учете в филиале N 18, пособия на ребенка по государственному социальному страхованию за счет ФСС не оплачивается, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет не назначалось и не выплачивалось.
Трудовой договор с супругом истца ФИО6 расторгнут 01.10.2018 года по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, иных записей в трудовой книжке не имеется.
Согласно выписке из реестра ГКУ ЯО ЦЗН Угличского района от 14 октября 2020 года ФИО6 зарегистрирован в качестве безработного с 20 августа 2020 года и состоит на учете в качестве безработного.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого в данной части согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года N 1012Н, пришел к выводу о наличии у Алексеевой А.Ф. права на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В судебных постановлениях приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года N 1012н, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные ответчиком в жалобе доводы об отсутствии оснований для назначения пособия по уходу за ребенком, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемом судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов в заявленном истцом размере по тем основаниям, что апелляционным определением частично отказано в удовлетворении исковых требований Алексеевой А.Ф, не основаны на материалах дела и нормах процессуального закона, поскольку обращение Алексеевой А.Ф. с иском в суд направлено за защиту ее права на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которые удовлетворены судами. Сумма 1800 рублей оплачены ею за составление иска в суд, которые обоснованно взысканы с ответчика.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 21 июня 2021 года, в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.