Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2021 года гражданское дело по иску Бараненкова Андрея Валерьевича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области о назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области
на решение Химкинского городского суда Московской области от 14 января 2021 года по гражданскому делу N 2-212/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года по гражданскому делу N33-18790/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Бараненков А.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (далее по тексту ГУ- УПФР N 5 по г. Москве и Московской области) о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 14 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением
судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда исковые требования Бараненкова А.В. удовлетворены: признано незаконным решение ГУ - УПФР N5 по г. Москве и Московской области от 13 марта 2020 года об отказе Бараненкову А.В. в назначении страховой пенсии по старости; на ГУ - УПФР N5 по г. Москве и Московской области возложена обязанность включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы Бараненкова А.В. с 1 января 2004 года по 31 марта 2004 года, с 1 апреля 2004 года по 30 ноября 2009 года, с 1 декабря 2009 года по 10 августа 2013 года, с 11 августа 2013 года по 11 октября 2018 года и назначена Бараненкову А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 15 мая 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ - УПФР N5 по г. Москве и Московской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие в материалах дела доказательств осуществления истцом предпринимательской деятельности в спорный период в течение полного рабочего дня.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 30 ноября 2019 года Бараненков А.В. обратился в ГУ - УПФР N5 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФР N5 по г. Москве и Московской области от 13 марта 2020 года Бараненкову А.В. отказано в назначении пенсии по указанным основаниям, в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (55 лет и 6 месяцев). Страховой стаж - 30 лет 7 месяцев 11 лет при требуемом не менее 25 лет, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 5 лет 3 месяца 1 день.
ГУ - УПФР N5 по г. Москве и Московской области не включены в стаж периоды работы Бараненкова А.В. с 1 января 2004 года по 6 сентября 2009 года в должности коммерческого директора ООО "Торговый дом "Пять звезд" г. Архангельск Архангельской области, с 23 ноября 2011 года по 10 августа 2013 года в ООО "МЛТ-Групп", так как документально не подтвержден факт работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; с 23 ноября 2011 года по 29 ноября 2019 года в качестве индивидуального предпринимателя ввиду того, что документально не подтвержден факт непосредственного осуществления предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, Бараненков А.В. как индивидуальный предприниматель, уплачивал страховые взносы в г. Архангельске, 15 мая 2011 года между ИП Бараненковым А.В. и ООО "ЛЕНС" заключен договор аренды нежилых помещений в г. Архангельске сроком на 10 лет и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Согласно представленной поквартирной карточке, выданной ТСЖ "Соломбальская слобода", Бараненков А.В. с 28 декабря 2005 года по 12 октября 2018 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 4, части 1 статьи 11 Закона, статьям 7, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на страховую пенсию по старости имеют граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, одновременно являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (части 1 и 2).
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N958н.
Указанным Перечнем предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункты 6 и 12 Перечня).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимыми сведениями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бараненкова А.В. о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что факт работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе, при осуществлении предпринимательской деятельности подтвержден, страховые взносы истцом уплачены, право на пенсию у истца возникло в 55 лет, в связи с чем, Бараненкову А.В. верно назначена досрочная страховая пенсия по старости с 15 мая 2020 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ- УПФР N 5 по г. Москве и Московской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылку ответчика в жалобе на отсутствие доказательств осуществления предпринимательской деятельности истцом полный рабочий день, судебная коллегия находит не основанной на нормах пенсионного законодательства, поскольку требование о полной занятости на работах в районах, приравненных к Крайнему Северу, предусмотренному пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в данном случае для индивидуального предпринимателя может быть применено только с целью исключения одновременного зачета нескольких периодов осуществления истцом трудовой и иной деятельности, совпадающих по времени.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда второй инстанции, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 14
января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.