Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2063/2020 по иску Смольянинова Петра Васильевича к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка о признании незаконным бездействие органа опеки и попечительства, признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности о принятии решения и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
по кассационной жалобе Смольянинова Петра Васильевича на решение Советского районного суда г. Липецка от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Смольянинов П.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищно- коммунального хозяйства (УЖКХ) Липецкой области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (ДЖКХ), администрации города Липецка, Управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка, в котором, с учетом уточнения, просил признать незаконным бездействие органа опеки и попечительства, признать право на обеспечение жилым помещением, возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обязанность о принятии решения и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору найма на состав семьи 1 человек как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указал, что в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем, не был включен не по своей вине, а в связи с ненадлежащим исполнением Управлением своих обязанностей по защите его прав. В соответствии ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он имеет право на внеочередное предоставление жилья. В ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Липецка с заявлением о включении его в соответствующие списки по обеспечению жильем, однако получил отказ. Считает данный отказ незаконным, поскольку до настоящего времени право на обеспечение жильем им не реализовано.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 29 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Смольянинову П.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права. Считает, что судами неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно дана оценка имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Смольянинов П.В. родился в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смольянинов П.В. был зарегистрирован по адресу: "адрес", жилой площадью 17, 8 кв.м, основным квартиросъемщиком которой была его бабушка ФИО5
В ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО6, мать истца. Истец рожден вне брака, сведения об отце внесены на основании заявления матери.
На основании решения "адрес" "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N над несовершеннолетними Смольяниновым П.В. и его сестрой ФИО7 установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО5
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ Смольянинов П.В. вместе с сестрой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: "адрес". Данная квартира является двухкомнатной, жилая площадь 27, 9 кв.м, общая - 44, 70 кв.м. Эта квартира была предоставлена ФИО5 на состав семьи из 3-х человек, включая ее саму, внука Смольянинова П.В, внучку ФИО7, что подтверждается ордером N, выданным на основании решения исполкома "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Истец достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 7 "а" Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области (утвержденных постановлением исполкома "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров.
Судами установлено, что на каждого из граждан, проживающих в "адрес" "адрес" в "адрес", в том числе Смольянинова П.В, на день его совершеннолетия, приходилось жилой площади более 9 кв.м, поэтому эти лица не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Смольянинову П.В. исполнилось 23 года. На этот момент истец также был обеспечен жильем и не мог претендовать на улучшение жилищных условий.
С ДД.ММ.ГГГГ собственниками данной квартиры являются сестра истца ФИО12 (ранее ФИО11) ФИО13. и ее несовершеннолетний сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по 1/2 доле каждый, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Смольянинов П.В. зарегистрирован по адресу: "адрес". Собственником данного жилого помещения является ФИО9, право собственности которого зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой усматривается, что квартира была приватизирована.
На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Смольянинов П.В. являлся собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 30, 9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано прекращение права собственности, что подтверждается выпиской из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ, в то же время собственником другой 1/2 доли являлась ФИО9
На каждого из сособственников приходилось по 15, 9 кв.м. общей площади, что превышало учетную норму площади жилого помещения -13, 5 кв.м, установленную в п. 4 Положения о порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Липецка (13, 5 кв.м.), принятого решением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 57, 109.1 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 3, 9.1, 9.2 Закона Липецкой области от 06.06.2007 г. N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области", Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет, в то время как истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращался, при этом до достижения возраста 23 лет являлся собственником жилого помещения, а после достижения возраста 23 лет, действуя в своих интересах и по своей воле, совершил сделку по отчуждению жилого помещения, в связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Как следует из материалов дела, Смольянинов П.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Соответственно 23 года ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В данном случае истец обратился с заявлением о включении в список по прошествии времени с момента достижения 23-летнего возраста, в ДД.ММ.ГГГГ г.
С учетом приведенных правовых норм суд сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. При этом каких-либо доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23 лет суду истцом не представлено.
Доводы жалобы заявителя о том, что у него отсутствовало жилье по месту жительства, а квартира в собственности находилась в другом регионе, в данном случае не имеет правового значения. Кроме того, произведя отчуждение находящегося в собственности жилого помещения в г. Пензе, соответствующее жилье в г. Липецке заявитель не приобрел, добровольно ухудшив свое положение.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Липецка от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смольянинова П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.