Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. на вступившие в законную силу решение судьи Богучанского районного суда Красноярского края от 28 июня 2021г, решение судьи Красноярского краевого суда от 23 сентября 2021г, вынесенные в отношении ООО "Богучанский лесозаготовительный участок", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями от 02 марта 2021г N 68-03-пст/лн, от 02 марта 2021г N 69-03-пст/лн, от 02 марта 2021г N 73-03-пст/лн, от 02 марта 2021г N 75-03-пст/лн, вынесенных заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края, ООО "Богучанский ЛЗУ" "привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ по каждому постановлению и назначено наказание в виде административного штрафа в размере по 50 000 рублей.
Решением судьи Богучанского районного суда Красноярского края от 28 июня 2021г, оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 23 сентября 2021г, постановления должностного лица от 02.03.2021г, от 02.03.2021г, от 02.03.2021г, от 02.03.2021г в отношении ООО "Богучанский ЛЗУ" изменены, из постановлений исключено указание о назначении административного штрафа 50000 рублей. В остальной части постановления оставлены без изменения.
В жалобе заместитель начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Гякас Д.В. просит отменить решения судов, дело направить на новое рассмотрение.
ООО "Богучанский ЛЗУ" в установленные сроки не представили возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из протоколов по делу об административных правонарушениях от 08.02.2021г,, от 08.02.2021г, от 08.02.2021г, от 08.02.2021гследует, что в Министерство лесного хозяйства Красноярского края из "данные изъяты" поступили сообщения от 10.07.2020г N 8, от 15.07.2020г N 21 от 27.07.2020г N 36, от 27.07.2020г N 37, каждый с приложением материалов, подтверждающих факт нарушения требований лесного законодательства при проведении рубок, составленные в отношении ООО "Богучанский ЛЗУ".
По результатам рассмотрения материалов установлено, что между "данные изъяты" и "данные изъяты"" заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N N согласно которому в аренду передан леснной участок площадью "данные изъяты", во временное пользование, для заготовки древесины, сроком на 46 лет, расположенный "данные изъяты", с указанием конкретных кварталов. Впоследствии наименование арендатора было неоднократно изменено, окончательно на ООО "Богучанский ЛЗУ". Заготовка древесины производилась ООО "Богучанский ЛЗУ" на основании названного договора аренды в соответствии с лесными декларациями от 26.03.2019 N 1 (дополнение N 1) в период с 01.04.2019 по 03.03.2020, от 26.03.2019 N 1 (дополнение N 2 от 09.04.2019) в период с 19.04.2019 по 03.03.2020, от 24.05.2019 N 1(дополнение N 3от 24.05.2019) в период с 03.06.2019 по 03.03.2020, от 24.05.2019 N 1 (дополнение N 3 от 24.05.2019) в период с 03.06.2019 по 03.03.2020г.
По окончании сроков действия лесных деклараций произведен осмотр 15.07.2020г лесосеки N 4, расположенной в квартале N, выдел N 8.11.12; 10.07.2020г лесосеки N 1, расположенной в квартале N N, выдел N 2, 4, 5; 27.07.2020г в лесосеки N 8, расположенной в квартале N N, выдел N 6, 8, 12, 13; 27.07.2020г в лесосеки N 12, расположенном в квартале N N, выдел N 20, 21, 22 "данные изъяты"
В ходе проведенного осмотра в лесосеки N 4 выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно, в процессе заготовки древесины ООО "Богучанский ЛЗУ" допустило захламление мест рубки порубочными остатками на площади 1, 5 га. Ущерб, причиненный лесам составил 12986, 48руб; в лесосеки N 1 указанное общество в процессе заготовки древесины допустило захламление мест рубок порубочными остатками на площади 1, 1 га. Ущерб, причиненный лесам составил 9523, 42 рублей; в лесосеки N 8 допустило в процессе заготовки древесины захламление мест рубки порубочными остатками на площади 1, 1 га. Ущерб, причиненный лесам составил 9523, 42 рублей; в лесосеки N 12 допустило в процессе заготовки древесины захламление мест рубки порубочными остатками на площади 0, 8 га. Ущерб, причиненный лесам составил 6926, 12 рублей. Выявленные факты являются нарушением п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г N 417.
Изложенные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО "Богучанский ЛЗУ" к ответственности по ч.1 ст. 8. 32 КоАП РФ по каждому протоколу по делам об административных правонарушениях.
На постановления по делам об административных правонарушениях от 02.03.20221г N 68-03-пст/лн, от 02.03.2021г N 69-03-пст/лн, от 02.03.2021г N 73-03-пст/лн,, от 02.03.2021г N 75-03-пст/лн, привлеченным к ответственности лицом поданы жалобы.
При рассмотрении жалоб, районный суд пришел к выводу о том, что все нарушения, установленные должностным лицом, выявлены в рамках одной проверки по окончании действия лесной декларации по заготовке древесины. Рассмотрение данных дел в отношении ООО "Богучанский ЛЗУ" было подведомственно одному и тому же должностному лицу. Суд сделал вывод, что совершенные обществом в результате действий административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, юридическое лицо подлежало привлечению к ответственности с учетом положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ. С учетом изложенного, суд пришел к выводу об исключении из постановлений должностного лица указание на назначение административного штрафа.
Судья краевого суда при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда, оставляя его без изменения, указал, что фактически районным судом были объединены названные дела об административных правонарушениях в одно производство, обоснованность применения судьей положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ нельзя отнести к существенным процессуальным нарушениям; имеется заверенная копия решения судьи Богучанского районного суда Красноярского края от 08.06.2021г, вступившего в законную силу, согласно которому, жалоба ООО "Богучанский ЛЗУ" на постановление должностного лица от 02.03.2021г N 70-03-пст/лн, N 72-03-пск/лн, N 74-03-пст/лн была удовлетворена, по указанным постановлениям назначено одно наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Судья посчитал, что обществом были совершены вменные им правонарушения в одно время и датой совершения является 04 марта 2020, в связи с чем суд пришел к выводу об истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности по данным делам, что исключило возможность направления данного дела на новое рассмотрение.
Однако выводы судебных инстанций основаны на неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права.
Как отмечено выше, по делам об административных правонарушения в отношении ООО "Богучанский ЛЗУ" должностным лицом административного органа составлены 4 протокола об административных правонарушениях на основании поступивших в разные даты и время сообщений о нарушениях требований лесного законодательства, в связи с чем уполномоченным органом были установлены события по каждому сообщению в различное время, о чем свидетельствуют письменные материалы дела.
По каждому факту выявленных нарушений были составлены материалы, соответствующие каждому событию, имевшим место: 10.07.2020г; 15.07.2020г; 27.07.2020г и 27.07.2020г. Кроме того, из материалов административных дел следует, что нарушения выявлены на разных лесосеках, квартал и выделах, различной площади, с установлением разных сумм ущерба. Таким образом, выводы судов о том, что фактически действия общества необходимо было квалифицировать как одно событие и назначать наказание за одно правонарушение, являются неправильными. Суды не исследовали в полном объеме представленные материалы, в связи с чем сделали неправильный вывод о наличии одного события правонарушения, вмененного обществу.
Наличие вступившего в законную силу решения Богучанского районного суда от 08.06.2021г, вопреки выводам судьи краевого суда, указанных выше обстоятельств не опровергает.
Кроме того, неправильными являются выводы суда о событиях, вмененных обществу как совершенных в одно время. Датами совершения вмененных обществу правонарушений, являются даты выявленных нарушений, а именно: 10.07.2020г, 15.07.2020г, 27.07.2020г, 27.07.2020г, в связи с чем сроки давности необходимо исчислять соответственно с указанных дат по каждому делу.
С учетом изложенного, доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции заслуживают внимания.
Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящей жалобы, срок давности привлечения лица к административной ответственности по каждому делу, истек.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, постановления по делам об административных правонарушения, вынесенных должностным лицом и решения судов подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановления заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 02 марта 2021г N 68-03-пст/лн, от 02 марта 2021г N 69-03-пст-/лн, от 02 марта 2021г N 73-03-пст/лн, от 02 марта 2021г N 75-03-пст/лн, решение Богучанского районного суда Красноярского края от 28 июня 2021г, решение судьи Красноярского краевого суда от 23 сентября 2021г, вынесенные в отношении ООО "Богучанский ЛЗУ", по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ- отменить.
Производство по делам прекратить на основании п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения ООО "Богучанский ЛЗУ" к административной ответственности.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.