Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Черемисина Е.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, поданную через суд первой инстанции 3 августа 2021 г, на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 2 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г, по административному делу N 2а-617/2020 по административному исковому заявлению администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса к судебному приставу-исполнителю Новокузнецкого межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо значимых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу Шемякиной О.В, исполняющему обязанности начальника Новокузнецкого межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо значимых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу Дерюжкиной Е.А, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании постановлений, бездействия.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя администрации Гурьевского муниципального округа Ивлюшкиной В.Ф, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация Гурьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие судебного пристава- исполнителя НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Шемякиной О.В, выразившееся в ненаправлении копий постановлений о наложении запрета регистрационных действий в отношении легкового автомобиля марки " "данные изъяты"", идентификационный номер (VIN) N, ПТС "адрес", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска; признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Шемякиной О.В. о наложении запрета регистрационных действий в отношении указанного автомобиля; признать незаконным постановление начальника НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Дерюжкиной Е.А. от 28 августа 2020 г. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 11 августа 2020 г. об удовлетворении заявления.
В обоснование требований указала, что согласно информации, размещенной на официальном сайте гибдд.рф в отношении легкового автомобиля марки " "данные изъяты"" (VIN) N судебным приставом-исполнителем Шемякиной О.В. наложен запрет на регистрационные действия 2 июля 2020 г. в рамках исполнительных производств: N-ИП от 25 сентября 2014 г, N-ИП от 11 февраля 2015 г, N-ИП от 27 ноября 2017 г, N-ИП от 9 августа 2012 г, а также 31 июля 2020 г. в рамках исполнительного производства N-ИП от 7 мая 2015 г.
В адрес администрации Гурьевского муниципального округа, как должника по исполнительным производствам, постановления о наложении запрета на регистрационные действия в отношении названного автомобиля не поступали. Спорный автомобиль, являющийся собственностью Гурьевского муниципального района с 2006 года, находился в оперативном управлении администрации Гурьевского муниципального района. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Гурьевского муниципального района N 46р от 5 февраля 2020 г. "Об изъятии из оперативного управления муниципального имущества" легковой автомобиль марки " "данные изъяты"" изъят из оперативного управления администрации Гурьевского муниципального района и принят к бухгалтерскому учету в казну Гурьевского муниципального района. Согласно акту приема-передачи имущества от 25 февраля 2020 г. администрация Гурьевского муниципального района передала, а Комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района принял имущество в виде легкового автомобиля марки " "данные изъяты"". Поступление в состав имущества казны в результате изъятия из оперативного управления отражено в инвентарной карточке нефинансовых активов N от 25 марта 2020 г.
Согласно п. 2.5 раздела 2 Положения об администрации Гурьевского муниципального округа, для осуществления своих функций Администрация наделяется имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления и учитываемым на самостоятельном балансе. Имущество Администрации является муниципальной собственностью Гурьевского муниципального округа.
В соответствии с п. 2.7 раздела 2 Положения об администрации Гурьевского муниципального округа, по своим обязательствам Администрация отвечает находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества.
3 августа 2020 г. администрация Гурьевского муниципального округа направила заявление на имя начальника НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Дерюжкиной Е.А. о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства. В заявлении было указано о том, что администрация Гурьевского муниципального округа не является собственником данного транспортного средства и на момент наложения ограничений автомобиль был изъят из оперативного управления. В заявлении было указано о том, что в адрес администрации Гурьевского муниципального округа до настоящего времени не поступало постановлений судебного пристава-исполнителя о наложении запрета на регистрационные действия в отношении автомобиля. Также с заявлением были направлены сведения об оплате администрацией Гурьевского муниципального округа исполнительских сборов по исполнительным производствам, в рамках которых был наложен запрет на регистрационные действия в отношении автомобиля.
11 августа 2020 г. судебным приставом-исполнителем Захаровой О.В. вынесено постановление об удовлетворении заявления администрации Гурьевского муниципального округа о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства только по одному исполнительному производству N-ИП от 7 мая 2015 г, в то время как запрет наложен по пяти исполнительным производствам.
И.о. начальника НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Дерюжкина Е.А, повторно рассмотрев заявление администрации Гурьевского муниципального округа о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства, вынесла постановление от 28 августа 2020 г, которым отменила постановление судебного пристава-исполнителя от 11 августа 2020 г. об удовлетворении заявления, отказав в удовлетворении заявления о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства. При этом заявление о снятии запрета на регистрационные действия также рассмотрено только в части одного исполнительного производства N-ИП от 7 мая 2015 г.
Считает, что оснований для повторного рассмотрения заявления и отмены постановления судебного пристава-исполнителя у начальника отдела не было.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 2 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация Гурьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение.
В судебном заседании представитель администрации Гурьевского муниципального округа Ивлюшкина В.Ф. кассационную жалобу поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на исполнении в Новокузнецком межрайонном отделе судебных приставов по исполнению общественно значимых исполнительных производств в отношении должника администрации Гурьевского муниципального округа находятся следующие исполнительные производства:
N-ИП, возбужденное 9 августа 2012 г. на основании исполнительного листа N ВС N, в пользу взыскателя Гурьевской межрайонной прокуратуры, предмет исполнения - возложение на Администрацию Гурьевского муниципального района обязанности по устранению нарушения правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, представлению утвержденной проектной документации по реконструкции внутренних магистральных электрических сетей общежитий при переводе в статус жилых домов со всеми последующими изменениями, обеспечению проведения модернизации и реконструкции оборудования электроустановок домов, представлению протоколов технических измерений и испытаний электроустановок на дома;
N-ИП, возбужденное 7 мая 2015 г. на основании исполнительного листа N ВС N, в пользу взыскателя Гурьевской межрайонной прокуратуры, предмет исполнения - возложение на Администрацию Гурьевского муниципального района обязанности по оснащению зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов;
N-ИП, возбужденное 25 сентября 2014 г. на основании исполнительного листа N ВС N, в пользу взыскателя Гурьевской межрайонной прокуратуры, предмет исполнения - возложение на Администрацию Гурьевского муниципального района обязанности произвести реконструкцию автомобильных дорог;
N-ИП, возбужденное 11 февраля 2015 г. на основании исполнительного листа N ФС N, в пользу взыскателя Гурьевской межрайонной прокуратуры, предмет исполнения - возложение на Администрацию Гурьевского муниципального района обязанности произвести капитальный ремонт объекта культурного наследия;
N-ИП, возбужденное 27 ноября 2017 г. на основании исполнительного листа N ФС N, в пользу взыскателя Гурьевской межрайонной прокуратуры, предмет исполнения - возложение на Администрацию Гурьевского муниципального района обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и местных нормативов градостроительного проектирования.
2 июля 2020 г. судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительных производств N, N, N, N, N вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, в том числе легкового автомобиля "данные изъяты" (VIN) N. Наложение запрета обосновано наличием остатка задолженности по исполнительному производству в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" рублей по последнему, а также не исполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа.
3 августа 2020 г. администрацией Гурьевского муниципального округа направлено заявление на имя начальника НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Дерюжкиной Е.А. о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства, с указанием на его отчуждение по результатам проведения торгов в форме аукциона 3 июля 2020 г. и заключение по их результатам договора купли-продажи автомобиля 7 июля 2020 г, оплату задолженности по взысканным исполнительским сборам.
11 августа 2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене заперта на регистрационные действия в отношении автотранспортного средства в рамках исполнительного производства N-ИП, которое постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Новокузнецкого МОСП по ОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 28 августа 2020 г. отменено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований по существу административного спора, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые постановления от 2 июля 2020 г. о запрете регистрационных действий в отношении спорного автомобиля соответствуют нормам законодательства, запрет осуществлен в рамках исполнительного производства, направлен на исполнение требований исполнительного документа в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя и не нарушает прав сторон исполнительного производства. Также судом учтено, что в рамках указанных исполнительных производств судебным-приставом выносились постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, должник привлекался к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам неимущественного характера с назначением наказания в виде административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Статьей 2 Федерального закона Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) определены задачи исполнительного производства, к которым отнесены правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Пунктом 5 статьи 4 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что одним из принципов осуществления исполнительного производства является принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Судами установлено, что исполнительные производства N-ИП, N, N, N, N, в рамках которых наложен запрет на регистрационные действия в отношении спорного автомобиля, возбуждены на основании исполнительных листов, содержащих требования неимущественного характера.
По указанным исполнительным производствам судебным приставом-исполнителем выносились постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, должник привлекался к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам неимущественного характера с назначением наказания в виде административного штрафа.
Порядок исполнения требований неимущественного характера предусмотрен главой 13 Закона об исполнительном производстве, не предусматривающей возможность принятия мер в целях обеспечения исполнения требований имущественного характера.
Соотносимость примененных судебным приставом-исполнителем мер в виде запрета на регистрационные действия в отношении автотранспортного средства с предметом исполнения требований исполнительных документов не была предметом исследования и оценки судов.
Кроме того, частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений названного Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об администрации Гурьевского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального округа от 11 марта 2020 г. N 7, (далее - Положение) администрация Гурьевского муниципального округа обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.
Согласно п. 2.2 Положения Администрация имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства и (или) финансовом органе муниципального образования.
Пунктом 2.5 Положения установлено, что для осуществления своих функций Администрация наделяется имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления и учитываемым на самостоятельном балансе. Имущество Администрации является муниципальной собственностью Гурьевского муниципального округа.
Согласно п. 2.7 Положения по своим обязательствам Администрация отвечает находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества.
Таким образом, администрация Гурьевского муниципального округа является казенным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета. Администрация не несет ответственность переданным ей в оперативное управление имуществом.
Исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам органов местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем указанные правовые нормы не были учтены судами при разрешении административного спора.
Кроме того, суд первой инстанции не привлек к участию в деле взыскателя по исполнительным производствам, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов.
Выводы судов о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением являются преждевременными.
При таких обстоятельствах, принятые судами по настоящему делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в силу чего они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 2 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 января 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции и время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.