Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Черемисина Е.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Алтайского края, поданную через суд первой инстанции 13 августа 2021 г, на решение Алтайского краевого суда от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г, по административному делу N 3а-353/2021 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инвестор" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Инвестор" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 8 июня 2015 г. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 10 мая 2016 г. в размере "данные изъяты" руб. Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует действительной рыночной стоимости этого объекта, что нарушает права административного истца как налогоплательщика. Просило установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости, в соответствии с представленным отчетом об оценке N от 24 декабря 2020 г, выполненным оценщиком Пятышевым Е.С, по состоянию на 8 июня 2015 г. в размере "данные изъяты" руб.
Решением Алтайского краевого суда от 4 марта 2021 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, по состоянию на 8 июня 2015 г, в размере, равном его рыночной стоимости - 5 122 392 руб, с периодом действия с 11 мая 2016 г. до 31 декабря 2020 г. включительно.
В кассационной жалобе Правительство Алтайского края ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. ООО "Инвестор" пропущен предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок для обращения в суд с административным исковым заявлением. Полагает, что восстановление данного срока судом возможно только в случае, когда на момент подачи иска в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости. Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости 9 ноября 2020 г, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился 25 декабря 2020 г, то есть после внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Доказательств уважительности причин пропуска срока в материалы дела не представлено. Указание судов первой и апелляционной инстанций на актуальность сведений об оспариваемой кадастровой стоимости на дату рассмотрения административного дела не является основанием для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поскольку не доказывает уважительность причины пропуска срока.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административному истцу с 17 ноября 2015 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
Оспариваемая кадастровая стоимость указанного земельного участка определена актом определения кадастровой стоимости от 10 мая 2016 г. по состоянию на 8 июня 2015 г. в размере 13 631 120, 86 руб, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 11 мая 2016 г.
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 г. N 70 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края" утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2020 г, в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости и подлежат применению с 1 января 2021 г.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды исходили из того, что оспариваемая кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 8 июня 2015 г, действовала по 31 декабря 2020 г, и на момент подачи административного иска в суд у административного истца сохранялось право на применение результатов пересмотра указанной кадастровой стоимости для целей налогообложения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Учитывая, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости 11 мая 2016 г, с административным исковым заявлением ООО "Инвестор" обратилось в суд 29 января 2021 г, пятилетний срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, исчисляемый со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, то есть с 11 мая 2016 г, не пропущен.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и не могут служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Правительства Алтайского края удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.