Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Иркутской области, поданное 20 октября 2021 года, на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021 года
по административному делу N 2а-682/2021 по административному исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Евдокимовского сельского поселения об обязании создать маневренный жилищный фонд.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в кассационном представлении,
УСТАНОВИЛА:
Тулунский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Тулунский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Администрации Евдокимовского муниципального образования об обязании создать маневренный жилищный фонд в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что в силу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда, а также определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения муниципального маневренного фонда (пункт 3 частей 1, 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Создание маневренного жилищного фонда на территории Евдокимовского муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.
На территории Евдокимовского сельского поселения маневренный фонд не создан, что влечет нарушение прав граждан.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационном представлении прокуратурой Иркутской области ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Выражают несогласие с выводами судов об отсутствии обязанности органа местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда, и на момент рассмотрения дела в Евдокимовском сельском поселении отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный жилищный фонд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении дела.
Разрешая заявленные требований и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная коллегия, исходил из того, что положения жилищного законодательства не содержат прямого указания, которые бы возлагали на органы местного самоуправления обязанность по созданию маневренного жилищного фонда. Создание маневренного жилищного фонда является правом органов местного самоуправления, которые самостоятельны в решении вопросов местного значения. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, причинно - следственная связь между деянием административного ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц отсутствует. Указано также что прокурором не обозначено в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда. Суд пришел к выводу, что доказательств нарушения прав граждан бездействием органа местного самоуправления прокурором не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 3 статьи 2 Закон Иркутской области от 3 ноября 2016 N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19 октября 2016 N 43/12-ЗС) за сельскими поселениями Иркутской области, в том числе согласно пункту 17.10 приложения N 3 к указанному закону, за Евдокимовским муниципальным образованием Тулунского района, закреплен вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения.
Отсутствие маневренного жилищного фонда Евдокимовского муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов, постановленные на основе оценки самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, вступают в противоречие с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации и указанных выше норм права.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может признать обоснованными выводы судов об отсутствии оспариваемого бездействия и оснований для возложения обязанности, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Администрация Евдкимовского муниципального образования не принимает мер к формированию маневренного жилищного фонда. Не могут свидетельствовать об исполнении спорной обязанности сведения, представленные главой Евдокимовского сельского поселения о том, что на случай чрезвычайной ситуации здания МОУ "Бадарская СОШ" и МКУК "КДЦ" с. Бадар, определены как пункты временного размещения, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о принятии мер по созданию маневренного жилищного фонда.
Следует принять во внимание, что распоряжением Правительства Иркутской области от 16 мая 2016 N 224-рп "Об утверждении Перечня населенных пунктов, попадающих в зоны возможного затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами, в 2016 году на территории Иркутской области" населенные пункты, входящие в состав Муниципального образования "Тулунский район", в том числе Евдокимовское муниципальное образование, включены в Перечень населенных пунктов, попадающих в зоны возможного затопления, подтопления (весеннее половодье), в связи с чем, выводы судов об отсутствии необходимости организации маневренного фонда не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 40 Устава Евдокимовского муниципального образования, утвержденного в новой редакции решением Думы Евдокимовского сельского Поселения от 7 июля 2009 N 49 к полномочиям администрации сельского поселения относятся, в частности: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения сельского Поселения; формирование, исполнение местного бюджета; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой сельского Поселения; разработка проектов планов и программ социально-экономического развития сельского Поселения.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы кассационного представления обоснованными, судами при разрешении требований допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела, что является основанием для отмены судебных актов и принятия нового об удовлетворении заявленных требований, при этом срок, указанный административным истцом для выполнения спорной обязанности, является разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 августа 2021 года отменить, принять по делу новый судебный акт: обязать Администрацию Евдокимовского сельского поселения создать в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта маневренный жилищный фонд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.