Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1910/2021 (N) по иску Гомелько Г.В. к Федеральной таможенной службе дальневосточное таможенное управление Читинская таможня о признании решения об отказе в определении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости незаконным
по кассационной жалобе Гомелько Г.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гомелько Г.В. обратилась в суд с иском Федеральной таможенной службе дальневосточное таможенное управление Читинская таможня о признании решения об отказе в определении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости незаконным.
В обоснование требований указано на то, что истец была уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" приказом начальника Читинской таможни от 14 февраля 2019 г. N-к с 19 февраля 2019 г.
2 апреля 2019 г. истец получила письмо Читинской таможни о своем стаже государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет на дату увольнения, в котором ей сообщалось, что данный стаж составил 16 лет 02 месяца 05 дней, с чем она не согласна.
Гомелько Г.В. просила суд обязать ответчика зачесть в стаж государственной гражданской службы 19 лет 5 месяцев 15 дней согласно записям в трудовой книжке, дающей право на назначение пенсии по выслуге лет.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 14 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Гомелько Г.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой заявитель выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По настоящему делу нарушений, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений с учетом доводов кассационной жалобы, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гомелько Г.В. проходила службу в таможенных органах с 19 марта 2002 г. по 31 декабря 2004 г. - в Восточно-Сибирском регионе Сибирского таможенного управления, с 26 сентября 2005 г. по 29 сентября 2011 г. - в Забайкальской таможне, с 30 сентября 2011 г. по 19 февраля 2019 г. - в Читинской таможне.
В соответствии с приказом N-к от 14 февраля 2019 г. Гомелько Г.В. с 19 февраля 2019 г. уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации с должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно - досмотровых комплексов Читинской таможни ввиду расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
27 марта 2019 г. Гомелько Г.В. обратилась в Читинскую таможню с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
2 апреля 2019 г. истцом получено письмо Читинской таможни, согласно которому ее стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначении пенсии за выслугу лет на дату увольнения составил 16 лет 02 месяца 05 дней, вместо требуемых 16 лет 6 месяцев
Судами установлено, что стаж Гомелько Г.В. на дату увольнения (19 февраля 2019 г.) в таможенных органах Восточно-Сибирского региона СТУ с 19 марта 2002 г. по 31 декабря 2004 г. составляет 2 года 9 месяцев 12 дней, в Забайкальской таможне с 26 сентября 2005 г. по 29 сентября 2011 г. - 6 лет 0 месяцев 04 дня, в Читинской таможне с 30 сентября 2011 г. по 19 февраля 2019 г. - 7 лет 4 месяца 19 дней, всего 16 лет 02 месяца 05 дней.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н "Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", исходя из того, что исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца необходимого стажа государственной гражданской службы и, соответственно, отсутствии оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - N166-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 г, определен порядок назначения и выплаты Федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы.
Приложением 2 к Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен стаж для назначения пенсии за выслугу лет в 2019 году - не менее 16 лет 6 месяцев.
Согласно статье 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - N166-ФЗ), в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона N166-ФЗ определен перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N1141, Порядок включения в стаж государственной службы должностей, определенных Перечнем должностей, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации".
В силу пункта 1 Постановления N570 включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Пунктом 3 Постановления N570 Министерству труда и социальной защиты России (ранее Минздравсоцразвития России) по согласованию с Министерством финансов России поручено утвердить порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Такой порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России 26 декабря 2011 г. N1648н (зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2012 г. N23469).
В соответствии с положениями пунктом 4 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N1648н, исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Документами, подтверждающими периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, организаций, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации
Служба в таможенных органах в силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов и организаций Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы), входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Как следует из статьи 3 названного федерального закона, сотрудниками таможенных органов являются должностные лица этих органов - граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор, руководствуясь вышеперечисленными правовыми нормами, установив, что стаж работы Гомелько Г.В. на дату увольнения составлял в календарном исчислении 16 лет 02 месяца 05 дней, что менее требуемого 16 лет 6 месяцев, указав на правильное исчисление ответчиком стажа государственной гражданской службы истца, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о неверном исчислении судом стажа государственной гражданской службы истца для назначения пенсии за выслугу лет без учета положений Федерального закона от 30 июня 2002 г. N78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и ранее установленной Приказом Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления от 23 декабря 2004 г. N199-лс выслуги лет истца 6 лет 00 месяцев 25 дней, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и предусматривающих исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Доводы кассатора о том, что к материалам дела не были приобщены приказ Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления от 23 декабря 2004 г. N199-лс и приказ Федеральной таможенной службы Читинской таможни от 14 февраля 2019 г. N99-к подлежат отклонению поскольку указанные приказы приобщены к материалам дела и, как следует из протокола судебного заседания от 14 апреля 2021 г, были исследованы судом первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Гомелько Г.В. повторяют позицию истца, изложенную суду апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика по делу, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
В обжалуемых судебных актах судами приведены подробные мотивы, по которым доводы стороны истца отклонены.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Гомелько Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.