Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Телебы С.Г. и Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Мкртчян М.В., с участием представителя административных ответчиков майора юстиции Гришковца И.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-95/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г. по административному иску военнослужащего Управления Росгвардии по Удмуртской Республике "данные изъяты" Кумыкова Мурата Хасанбиевича об оспаривании решения жилищной комиссии указанного Управления, связанного с отказом во включении административного истца в списки на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, и бездействия Управления, связанного с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Макарова А.С, окружной военный суд
установил:
Кумыков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Удмуртской Республике от 9 апреля 2021 г. (протокол N), которым отказано во включении его и членов его семьи в списки на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, и обязать эту жилищную комиссию отменить указанное решение, включив его и членов его семьи в соответствующие списки;
- признать незаконным бездействие Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, связанное с невыплатой ему денежной компенсации за наем жилого помещения за 2019 - 2021 гг, и обязать это Управление выплатить ему денежную компенсацию за указанный период.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение отменить и принять новое, которым административный иск удовлетворить, поскольку он имеет право на предоставление служебного жилого помещения либо на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, так как по месту прохождения военной службы жилым помещением не обеспечен. Иное толкование положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", по мнению автора апелляционной жалобы, означает ограничение военнослужащих в возможности приобретения жилого помещения в отличном от места прохождения военной службы месте, поскольку лишает их права на обеспечение служебным жилым помещением при отсутствии в дальнейшем изменения места прохождения военной службы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных ответчиков указывает, что изложенные в ней доводы являются необоснованными, в связи с чем просит обжалуемое судебное решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административных ответчиков, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, окружной военный суд находит обжалуемое решение законными и обоснованным по следующим основаниям.
Как правильно установлено гарнизонным военным судом, "данные изъяты" Кумыков, первое офицерское звание которому присвоено после окончания Владикавказского военного института внутренних войск МВД России 19 июня 2010 г, в период с марта 2012 г. до 6 ноября 2019 г. был признан нуждающимся в специализированном жилом помещении и до 1 октября 2019 г. получал денежную компенсацию за наем жилого помещения по месту прохождения военной службы.
В феврале 2016 г, проходя военную службу в г. Ижевске Удмуртской Республики и воспользовавшись средствами целевого жилищного займа накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), участником которой он являлся с учетом состава семьи три человека, приобрел квартиру в г. Нальчике Кабардино-Балкарской Республики общей площадью 75, 5 кв.м.
В связи с этим, с учетом положений п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о праве на получение военнослужащими по их выбору одной из нескольких социальных гарантий, решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Удмуртской Республике от 6 ноября 2019 г. (протокол N) Кумыков с этой же даты снят с учета нуждающихся в специализированном жилом помещении и с 1 октября 2019 г. ему прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
В марте 2021 г. Кумыков вновь обратился с рапортом о включении его в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Обжалуемым решением той же жилищной комиссии во включении Кумыкова в соответствующий список отказано по таким же основаниям, какие были указаны в решении от 6 ноября 2019 г.
Приведенные выше обстоятельства установлены судом на основании объяснений административного истца, данных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, копий рапорта от 12 марта 2021 г, выписок из протоколов заседания жилищной комиссии от 6 ноября 2019 г. N и от 9 апреля 2021 г. N, выписки из послужного списка, свидетельств о заключении брака и о рождении дочери, справки командира войсковой части N от 25 октября 2017 г. N, уведомления о включении в реестр и свидетельства о государственной регистрации права от 30 марта 2016 г.
Анализируя вышеприведенные фактические обстоятельства, гарнизонный военный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с этим федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Так, согласно п. 15 ст. 15 указанного выше Федерального закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется в том числе посредством предоставления целевого жилищного займа.
Содержание названных норм законов указывает на то, что предоставление участнику НИС целевого жилищного займа является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище и исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В суде установлено, что Кумыков, как подлежащий обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и являющийся участником НИС, приобрел право на получение целевого жилищного займа. В то же время по месту военной службы он был признан нуждающимся в служебном жилом помещении. То есть военнослужащий при установленных обстоятельствах имел право на получение одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленного ему целевого жилищного займа и получение служебного жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
При таких данных реализация Кумыковым права на жилье посредством приобретения по предоставленному ему целевому жилищному займу жилого помещения в г. Нальчике, вопреки доводу апелляционной жалобы, исключала обеспечение его служебным жилым помещением по месту военной службы в г. Ижевске.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда об обоснованности оспариваемого решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Удмуртской Республике является верным.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Кроме того, согласно п. 3 указанного выше Положения выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
При таких данных является правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что Кумыков после получения феврале 2016 г. целевого жилищного займа и приобретения в марте того же года жилого помещения для постоянного проживания утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за оспариваемый период, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал бездействие Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, связанное с невыплатой административному истцу соответствующей денежной компенсации с 1 октября 2019 г. по 2021 г, законным.
Приобретение Кумыковым жилого помещения для постоянного проживания не по месту прохождения военной службы на вышеуказанный вывод не влияет ввиду приведенных выше положений п. 9 ст. 2 и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и установленных по данному административному делу обстоятельств, в том числе того, что после приобретения жилья к новому месту военной службы с изменением места жительства Кумыков не прибывал.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что изложенные выше выводы каким-либо образом ущемляют права военнослужащих, является несостоятельным, поскольку выбор соответствующей социальной гарантии зависит от волеизъявления самих военнослужащих.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, определил:
решение Уфимского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г. по административному иску Кумыкова Мурата Хасанбиевича к Управлению Росгвардии по Удмуртской Республике и его жилищной комиссии оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.