Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М, судей Сабаевой И.Н, Георгиновой Н.А, при секретаре Псареве И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело N по административному исковому заявлению Г.С.И. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недостоверности записи, по апелляционной жалобе Г.С.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н, выслушав представителя административного истца Г.С.И. - В.Е.О, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителей УФНС России по Орловской области В.С.И, Межрайонной инспекции ФНС N С.А.В, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, представителя заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции по Орловской области - Р.С.А, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, установила:
административный истец - Г.С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Орловской области (далее - МРИ ФНС России N по Орловской области, налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недостоверности записи.
В обоснование заявленных требований административным истцом указывалось на то, что по данным из Единого государственного реестра юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) он указан директором Некоммерческого партнерства Содействие развитию социально-значимых программ, связанных со строительством, ОГРН N, ИНН N (далее - Некоммерческое партнерство).
27.11.2020 Г.С.И. было написано заявление об увольнении с должности директора Некоммерческого партнерства по собственному желанию. Указанное заявление вместе с соответствующими уведомлениями было направлено им 30.11.2020 в адрес учредителей Некоммерческого партнерства, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ.
27.01.2021 административным истцом был издан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) Г.С.И.- директора Некоммерческого партнерства на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ - по инициативе работника.
В установленный срок учредителями Некоммерческого партнерства не было принято решение о назначении нового директора Некоммерческого партнерства, а также не было инициировано внесение необходимых изменений в ЕГРЮЛ.
В этой связи, Г.С.И. в МРИ ФНС России N по Орловской области направил заявление по форме Р34001 о недостоверности в ЕГРЮЛ сведений о нем, как о единоличном исполнительном органе Некоммерческого партнерства.
Однако, решением Межрайонную инспекцию ФНС России N по Орловской области N от 03.02.2021 ему было отказано в государственной регистрации, в связи с тем, что документы поданы в ненадлежащий регистрирующий орган.
Решением N от 20.05.2021 Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - УФНС по Орловской области) жалоба Г.С.И. на решение Межрайонной ИФНС России N по Орловской области об отказе в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
Административный истец полагает, что исполнил все обязанности, связанные с расторжением трудового договора, а, следовательно, он не может являться лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в связи с чем, в данном случае ему не может быть отказано во внесении в Реестр записи о недостоверности в ЕГРЮЛ сведений о нем как о единоличном исполнительном органе Некоммерческого партнерства.
По указанным основаниям, административный истец Г.С.И. просил суд признать незаконным решение МРИ ФНС России N по Орловской области N от 03.02.2021 об отказе в государственной регистрации и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N по Орловской области устранить нарушения его прав и законных интересов путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности записи в отношении Г.С.И, как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Некоммерческого партнерства Содействие развитию социально-значимых программ, связанных со строительством.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Орловской области, УФНС по Орловской области, Некоммерческое партнерство Содействие развитию социально-значимых программ, связанных со строительством, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Г.С.И. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Приводит довод о том, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтены положения пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", из которых следует, что в случае, если учредители организации не вносят изменения в ЕГРЮЛ, бывший руководитель организации может восстановить свои нарушенные права путем подачи в регистрирующий орган заявления о недостоверности сведений о нем, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Указывает на то, что вывод суда первой инстанции об участии в принятии решения по вопросу внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческой организации двух органов - Министерства юстиции РФ и налогового органа не основан на нормах Федерального закона "О некоммерческих организациях", Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Отмечает, что наличие в ЕГРЮЛ записи о нем как о директоре организации нарушает его право на труд, влечет трудности при новом трудоустройстве.
В письменных возражениях УФНС России по Орловской области, МРИ ФНС России N по Орловской области считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованные лица - Некоммерческое партнерство Содействие развитию социально-значимых программ, связанных со строительством, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 11 статьи 226 КАС РФ указывает на то, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, обязательными условиями для удовлетворения административного иска являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N129-ФЗ) федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Специальный порядок государственной регистрации некоммерческой организации предусматривает участие в процедуре их регистрации двух органов: органа, уполномоченного в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (Министерство юстиции) и регистрирующего органа, вносящего записи в ЕГРЮЛ (налоговый орган). Указанные органы являются самостоятельными ведомствами. Их полномочия четко определены федеральными законами и другими нормативными актами.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ с учетом установленного названным Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (пункт 1).
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (пункт 2).
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (пункт 8).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
В соответствии с подпунктом 30.7 пункта 7 Положения, Минюст России принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Таким образом, уполномоченным органом в сфере принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации в лице его территориальных органов.
Из приведенных положений закона следует, что порядок внесения изменений в сведения о некоммерческой организации отличается от общего порядка, установленного для коммерческих организаций, и его особенностью является необходимость принятия решения о государственной регистрации изменений Управлением Минюста России с последующей их регистрацией Инспекцией, осуществляющей функции по ведению ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 12.11.2010 N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено данным Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона N 129-ФЗ.
Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, при поступлении от Минюста России (территориального органа Минюста России) документов для внесения сведений в государственный реестр налоговый орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N129-ФЗ.
Исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений действующее законодательство Российской Федерации о государственной регистрации не устанавливает.
При этом, абзацем первым пункта 7 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Таким образом, закон предусматривает специальные правовые последствия не обеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, заявителем представляется подписанное заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом (приложение N 1) заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.02.2008 было зарегистрировано в качестве юридического лица Некоммерческое партнерство Содействие развитию социально-значимых программ, связанных со строительством (далее - Некоммерческое партнерство).
Директором Некоммерческого партнерства согласно выписке из ЕГРЮЛ является Г.С.И. (т.1 л.д.10-24, 33-34).
Согласно п.8.1 Устава Некоммерческого партнерства высшим органом управления является Общее собрание членов Партнерства.
Пунктом 8.9 Устава определено, что директор назначается Общим собранием членов Партнерства сроком на 5 лет. Полномочия директора могут быть прекращены по решению общего собрания членов Партнерства (т.1 л.д.166-175).
27.11.2020 административным истцом было написано заявление об увольнении с должности директора Некоммерческого партнерства (т. 1 л.д.25).
30.11.2020 указанное заявление с уведомлениями Г.С.И. было направлено учредителям Некоммерческого партнерства (т. 1 л.д.26-32)
27.01.2021 Г.С.И. самостоятельно был издан приказ о прекращении трудового договора (увольнении) (т. 1 л.д.36).
24.02.2021 Г.С.И. направил учредителям уведомление о прекращении полномочий директора (т. 1 л.д.122-134).
24.02.2021 Г.С.И. направил уведомление о прекращении полномочий директора в ГУ Орловское РО Фонда Социального Страхования РФ, в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле, в Росстат по Орловской области, в ИФНС по г.Орлу (т.л.1 д.135-137, 138-140, 141-143, 144-146).
27.01.2021 административным истцом в МРИ ФНС России N по Орловской области было направлено заявление по форме Р34001 о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о Г.С.И, как о единоличном исполнительном органе Некоммерческого партнерства (т.1 л.д.60-63).
Решением МРИ ФНС России N по Орловской области от 03.02.2021 N Г.С.И. было отказано в государственной регистрации по тем основаниям, что заявление подано в ненадлежащий регистрирующий орган (т. л.д.37-38).
Решением УФНС России по Орловской области от 20.05.2021 N жалоба Г.С.И. оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д.39-42).
08.02.2021 Г.С.И. обратился в Управление Минюста России по Орловской области с заявлением, где просил направить его заявление по форме Р34001 в МРИ ФНС России N по Орловской области для внесения записи о недостоверности сведений о нем как о директоре Некоммерческого партнерства или обратиться в суд с заявлением о ликвидации Некоммерческого партнерства (т.1 л.д.97-98).
11.03.2021 Управлением Минюста России по Орловской области был дан ответ Г.С.И, из которого следует, что принятие решения по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции территориальных органов Минюста России не отнесено (т. 1 л.д.99-100).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Г.С.И. в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом установленных по делу обстоятельств правильно пришел к выводу о том, что обжалуемое Г.С.И. решение МРИ ФНС России N по Орловской области от 03.02.2021 принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, указывающего на необходимость принятия решения о государственной регистрации изменений Управлением Минюста с последующей их регистрацией налоговой инспекцией, осуществляющей функции по ведению ЕГРЮЛ.
В свою очередь, Управление Минюста по Орловской области не является лицом, уполномоченным на внесение каких-либо изменений в ЕГРЮЛ, а является органом, принимающим соответствующие решения при получении от заинтересованных лиц заявлений о внесении таких изменений и наличии на то законных оснований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что решение о прекращении полномочий директора Г.С.И. общим собранием членов Некоммерческого партнерства, согласно Уставу, не принималось, а, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе поступление в регистрирующий орган информации о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ о руководителе, не является основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.С.И. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.