Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных старшим матросом в отставке Шубкиной Оксаной Анатольевной требований о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с увольнением истца с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Шубкиной О.А. и ее представителя - Панченко А.А. в обоснование доводов жалобы, представителя командира войсковой части N - Николаевой А.А, возражавшей против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Понедельник А.В, предложившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Шубкина О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командира войсковой части N от 30 марта 2021 г. N 39 в части увольнения ее с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и от 30 июня 2021 г. N 727 в части исключения ее из списков личного состава войсковой части N, обязав указанное должностное лицо отменить названные приказы, восстановив ее на военной службе в ранее занимаемой должности.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что 21 декабря 2020 г. между командиром войсковой части N и Шубкиной О.А. был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет, который скреплен гербовой печатью воинской части. Следовательно, она приобрела соответствующий статус военнослужащего со всеми вытекающими из него правовыми последствиями.
В жалобе обращается внимание на то, что порядок подписания "проекта" данного контракта законодательством не предусмотрен, в связи с чем оснований для ее увольнения с военной службы не имелось.
Командование воинской части не планировало увольнение ее с военной службы и не проводило предшествующих увольнению мероприятий. Командующим Черноморским флотом решение об отказе в заключении с Шубкиной О.А. контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе было принято 10 февраля 2021 г, то есть после истечения предыдущего срока контракта и за пределами разумного срока, отведенного законодательством для разрешения подобных вопросов. Доказательств своевременного направления командующему Черноморским флотом документов для разрешения им вопроса о заключении с Шубкиной О.А. контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста в материалах дела не имеется.
Истец утверждает, что суд первой инстанции неправильно установилобстоятельства по данному делу, поскольку с рапортом о заключении контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста она обратилась не 11 сентября 2020 г, а 7 июля 2020 г, что подтверждается направлением ее на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией от 31 июля 2020 г. N 455.
В письменных возражениях помощник военного прокурора Новороссийского гарнизона и представитель командира войсковой части N просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В частях 2 и 3 ст. 49 данного Федерального закона предусмотрено, что для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).
Согласно пунктам 4 и 5 ст. 10 Положения решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности. В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.
Следовательно, достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе является безусловным основанием для увольнения его с военной службы, при этом возможность продления с таким военнослужащим военно-служебных отношений и принятия решения о заключении с ним контракта либо об отказе в заключении контракта относится к компетенции уполномоченного должностного лица.
Согласно директиве командующего Черноморским флотом от 29 ноября 2019 г. N 32, изложенной телеграмме от 29 ноября 20219 г. N 65/4/2265, решения о заключении контрактов с военнослужащими войсковой части N (в том числе с входящей в ее состав войсковой частью N), достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, принимаются исключительно данным должностным лицом.
Из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 43-О-О, следует, что возложение на должностное лицо обязанности обосновать необходимость увольнения лица, замещающего соответствующую должность, привести причины, подтверждающие невозможность дальнейшего прохождения им службы, равно как и получить его согласие на увольнение, лишило бы законодательные предписания о соблюдении возрастных критериев при прекращении службы по достижении предельного возраста какого-либо самостоятельного юридического содержания.
Согласно материалам дела Шубкина О.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) проходила военную службу в войсковой части N в воинском звании старший матрос на должности механика берегового информационного поста воинской части.
7 марта 2018 г. с истцом был заключен контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста, то есть до 21 декабря 2020 г.
11 сентября 2020 г. Шубкина О.А. обратилась с рапортом к командиру войсковой части N о заключении с ней нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе до приобретения ею права на пенсию по выслуге лет.
30 ноября 2020 г. проведено заседание аттестационной комиссии войсковой части N, в ходе которого было принято решение (протокол N 16) о необходимости ходатайствовать перед вышестоящим командованием о заключении с истцом нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе сроком на 5 лет
Однако командиром войсковой части N в адрес вышестоящего командования 16 декабря 2020 г. направлено представление об увольнении Шубкиной О.А. с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Решением командующего Черноморским флотом от 10 февраля 2021 г. Шубкиной О.А. отказано в заключении нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе.
Это решение командующего Черноморским флотом истцом в установленном порядке не обжаловалось, в связи с чем доводы о нарушении срока рассмотрения представленных материалов в отношении истца являются необоснованными.
Поскольку новый контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе мог быть заключен с Шубкиной О.А. только на основании положительного решения командующего Черноморским флотом, имеющийся в материалах дела бланк контракта о прохождении военной службы, подписанный истцом и командиром войсковой части N, не обладающим полномочиями на совершение таких действий, не может служить доказательством того, что в отношении истца было принято решение о заключении такого контракта.
Более того, приказ о вступлении контракта в силу, как того требует пункт 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, не издавался.
Поскольку командующий Черноморским флотом в рамках своих полномочий отказал Шубкиной О.А, достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, в заключении с ней нового контакта, то истец подлежала увольнению с военной службы по возрасту. Приказ об увольнении истца с военной службы издан уполномоченным должностным лицом в пределах своих полномочий и в соответствии с законом.
Мероприятия, связанные с увольнением с военной службы по возрасту, с Шубкиной О.А. проведены в установленном порядке.
10 марта 2021 г. перед предстоящим увольнением с истцом проведена беседа, на которой она выразила несогласие с увольнением с военной службы и просила заключить новый контракт сверх предельного возраста пребывания на военной службе до получения ею права на пенсию за выслугу лет.
Приказом командира войсковой части N от 30 марта 2021 г. N 39 Шубкина О.А. уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В порядке реализации названного приказа командир войсковой части N издал приказ от 30 июня 2021 г. N 727 об исключении истца из списков личного состава воинской части с 22 июля 2021 г.
Препятствий для исключения Шубкиной О.А. из указанных списков не имелось, так как отпуска ей предоставлены, денежным и иными видами довольствия она обеспечена.
В рапорте от 11 сентября 2021 г. Шубкина О.А. просила заключить с ней контракт сверх предельного возраста пребывания на военной службе. Указанный рапорт зарегистрирован и рассмотрен в установленном порядке, о чем свидетельствуют резолюции командиров на нем.
Представленный истцом оригинал рапорта от 7 июля 2021 г. не содержит каких-либо сведений о его подаче командованию, поскольку на нем отсутствует соответствующие реквизиты, штамп входящей корреспонденции, резолюции командиров.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Шубкиной Оксаны Анатольевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное определение составлено 16 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.