Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 31 августа 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных подполковником запаса Приступой Артемом Сергеевичем требований о признании незаконным решения начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - Управление) и жилищной комиссии этого же Управления (далее - жилищная комиссия Управления) об отказе истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии Управления от 24 марта 2021 г. (протокол N 145), утвержденным начальником Управления, Приступе А.С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет), по избранному месту жительства в г. Грозном на том основании, что на дату подачи заявления он утратил статус военнослужащего.
Приступа А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данное решение жилищной комиссии Управления и действия начальника Управления, связанные с его утверждением, незаконными и обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет в соответствии с п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование автор жалобы указывает, что в период прохождения военной службы он обращался в адрес жилищного органа с заявлением о принятии его на жилищный учет, в чем ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что ранее он распорядился по своему усмотрению предоставленным ему от государства жилым помещением. Однако жилищным органом оставлено без внимания, что жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" он был обеспечен в составе семьи своего деда, который получил эту квартиру от треста "Стройгаз". При этом вопрос о принадлежности этой квартиры к государственному жилищному фонду судом первой инстанции не исследовался. После увольнения с военной службы он повторно обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на жилищный учет, поскольку он проживает в служебном жилом помещении. При этом гарнизонным военным судом ошибочно сделан вывод о том, что удержание им этого служебного жилого помещения не является основанием для принятия его на жилищный учет. По мнению истца, ссылка на решение Московского районного суда г. Калининграда от 16 февраля 2021 г, которым был удовлетворен иск органов безопасности о выселении его с членами семьи из служебной квартиры, также является необоснованной, поскольку данное решение суда не вступило в законную силу.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника Управления просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
На основании п. 13 вышеуказанного Закона, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пп. 4 и 6 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768 (далее - Правила), для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении по форме согласно приложению, с указанием избранного места жительства, к которому прилагаются документы, указанные в соответствующем пункте.
В соответствии с п. 8 Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 6 настоящих Правил.
Из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что для обеспечения военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, жилым помещением в порядке, предусмотренном Законом, он должен подать соответствующее заявление и быть признанным уполномоченным жилищным органом нуждающимся в жилых помещениях в период обладания им статусом военнослужащего.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом гражданин, уволенный с военной службы, утрачивает статус военнослужащего со дня исключения с военной службы, что определено п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 674 Приступа А.С, имеющий общую продолжительность военной службы более 15 лет, уволен с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссий ограниченно годным к военной службе.
Приказом начальника Управления от 19 сентября 2018 г. N 799 Приступа А.С. исключен из списков личного состава воинской части с 16 октября 2018 г.
26 февраля 2021 г. Приступа А.С. обратился в жилищную комиссию Управления с заявлением о принятии его с членами семьи на жилищный учет, то есть спустя более двух лет после исключения его из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решением жилищной комиссии Управления от 24 марта 2021 г. (протокол N 145), утвержденным начальником Управления, Приступе А.С. правомерно отказано в принятии на жилищный учет, так как на дату обращения в жилищный орган истец утратил статус военнослужащего.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия также учитывает, что перед увольнением с военной службы решением жилищной комиссии Управления от 29 июня 2018 г. (протокол N 113) Приступе А.С. и членам его семьи отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что он в составе семьи своего деда был обеспечен жильем от государства, которым распорядился по своему усмотрению.
Вступившим в законную силу решением Грозненского гарнизонного военного суда от 3 июня 2019 г. указанное решение жилищной комиссии Управления признано законным.
Эти обстоятельства в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела и доказыванию вновь не подлежат. Поэтому доводы автора жалобы о незаконности принятого жилищной комиссией решения от 29 июня 2018 г. (протокол N 113) являются беспредметными.
То обстоятельства, что по предыдущему месту военной службы у Приступы А.С. в пользовании осталось служебное жилое помещение в "адрес", в данном случае не является основанием для принятия его с членами семьи на жилищный учет по избранному месту жительства в "адрес". Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 16 февраля 2021 г. удовлетворен иск Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калининградской области о выселении Приступы А.С. и членов его семьи из указанной служебной квартиры.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материально права.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 31 августа 2021 г. по административному исковому заявлению Приступы Артема Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.