2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гордиенко Ю.А.
и судей - Конфеты В.Л, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Ромащенко А.В, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-50/2021 по административному исковому заявлению командира войсковой части "..00000." об оспаривании акта контрольного мероприятия Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) N 39 дсп от 7 июня 2021 года, в части выводов о неправомерности расходования денежных средств при оказании услуг по организации питания, по апелляционной жалобе временно исполняющего обязанности командира указанной воинской части ".звание.." "ФИО"1 на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, окружной военный суд
установил:
командир войсковой части "..00000." обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, выражая несогласие с выводами, содержащимися в акте встречной проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности данной воинской части, проведённой контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее - МУВФКА) от 7 июня 2021 года N 39 дсп, просил суд признать незаконными эти выводы контрольной группы МУВФКА, в части неправомерного расходования денежных средств при оказании услуг по организации питания в виде выдачи пайка на руки военнослужащим войсковых частей "..00000.", ".11111.." и ".22222.." проходящим военную службу по контракту в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, за период их нахождения в отпусках с 1 мая 2019 года по 30 октября 2020 года, на общую сумму 4035766 рублей 82 копейки и обязать начальника МУВФКА исключить приведённые в данном акте указанные выводы.
Иркутский гарнизонный военный суд решением от 30 сентября 2021 года отказал командиру войсковой части "..00000." в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе временно исполняющий обязанности командира указанной воинской части ".звание.." "ФИО"1, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Констатируя и анализируя положения действующего законодательства, автор жалобы утверждает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учёл то обстоятельство, что в приказе Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888 (в редакции от 19 января 2018 года N 19, действовавшей до 30 октября 2020 года) отсутствовала норма, регулирующая порядок обеспечения продовольственными пайками военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому лишь приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2020 года N 503, вступившим в силу с 31 октября 2021 года, в приказ Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888 были внесены изменения, урегулировавшие данный вопрос. Таким образом, нормы, запрещающей выдачу продовольственных пайков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как и нормы, в соответствии с которой указанные военнослужащие подлежали снятию с продовольственного обеспечения, в приказе Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888, до внесения в него изменений, не содержалось.
На указанную апелляционную жалобу начальником МУВФКА "ФИО"2 поданы возражения, в которых он полагает необходимым обжалуемое судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно акту выездной встречной проверки от 7 июня 2021 года N 39 дсп контрольной группой МУВФКА в период с 11 мая по 7 июня 2021 года проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части "..00000.", дислоцирующейся в "адрес", - в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, за период с 1 мая 2019 года по 30 апреля 2021 года, по результатам которой выявлен незаконный расход денежных средств на сумму 4035766 рублей 82 копейки, образовавшийся ввиду неправомерного оказания услуг по организации питания в виде выдачи пайка на руки проходящим военную службу по контракту военнослужащим войсковой части "..00000." и состоящим на продовольственном обеспечении в данной воинской части военнослужащим войсковых частей ".11111.." и ".22222..", за период их нахождения в отпусках с 1 мая 2019 года по 30 октября 2020 года. При этом причинённый государству на указанную сумму материальный ущерб не возмещён.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), в том числе в форме выдачи продовольственного пайка в ассортименте продуктов, определяемом Правительством Российской Федерации, по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, или отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время" Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе исполнения наказаний, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Следственному комитету Российской Федерации (далее - федеральные органы государственной власти) предписано устанавливать порядок продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц, порядок организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях.
В соответствии с подпунктом "а" п. 4 данного Постановления Правительства РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) федеральным органам государственной власти дано указание осуществлять выдачу продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости - в ассортименте продуктов в соответствии с утверждённой нормой продовольственного обеспечения, на основании ежемесячно издаваемого приказа командира (начальника) воинской части (организации).
То есть, законодателем и органом исполнительной власти Российской Федерации установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют право на продовольственное обеспечение в виде продовольственного пайка.
При этом порядок продовольственного обеспечения военнослужащих, согласно приведённым выше Федеральному закону и Постановлению Правительства РФ, определено устанавливать Министерству обороны РФ и иным федеральным органам исполнительной власти.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ, Министр обороны РФ 21 июня 2011 года издал приказ N 888 "Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время" (далее - Руководство), во второй главе которого определилпорядок продовольственного обеспечения военнослужащих, порядок организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях.
В соответствии с п. 9 Руководства (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) военнослужащие, убывающие из воинской части в командировку (отпуск), снимаются с продовольственного обеспечения со дня убытия.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, военнослужащие войсковых частей "..00000.", ".11111.." и ".22222..", проходящие военную службу по контракту в районе, приравненном к районам Крайнего Севера - в "адрес", за период их нахождения в отпусках, с 1 мая 2019 года по 30 октября 2020 года, не подлежали обеспечению продовольственным обеспечением в виде выдачи пайка на руки, о чём гарнизонный военный суд правильно указал в своём решении.
В связи с вышеуказанным, вывод суда первой инстанции о законности акта N 39 дсп от 7 июня 2021 года МУВФКА, в части установления в войсковой части "..00000." незаконного расхода денежных средств на сумму 4035766 рублей 82 копейки, образовавшегося ввиду неправомерного оказания услуг по организации питания в виде выдачи пайка на руки проходящим военную службу по контракту военнослужащим войсковой части "..00000." и состоящим на продовольственном обеспечении в данной воинской части военнослужащим войсковых частей ".11111.." и ".22222..", за период их нахождения в отпусках с 1 мая 2019 года по 30 октября 2020 года, является обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения принятого гарнизонным военным судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
На основании вышеприведённого, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2021 года по административному делу N 2 а-50/2021 по административному исковому заявлению командира войсковой части "..00000." об оспаривании акта контрольного мероприятия Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) N 39 дсп от 7 июня 2021 года, в части выводов о неправомерности расходования денежных средств при оказании услуг по организации питания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу временно исполняющего обязанности командира указанной воинской части ".звание.." "ФИО"1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий Ю.А. Гордиенко
Судьи: В.Л. Конфета
М.Ф. Даутов
Дата составления мотивированного апелляционного определения - 22 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.