Решение Тигильского районного суда Корякского автономного округа
от 1 февраля 2007 г. N 2-8-2007
Тигильский районный суд Корякского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Будковой Е.А.
при секретаре Федоровой А.В.
с участием: старшего помощника прокурора Тигильского района Корякского автономного округа Шехтель Э.Р.,
председателя Совета народных депутатов муниципального образования городской округ "п. Палана" Арцуевой З.С.,
представителей Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" и администрации муниципального образования городской округ "поселок Палана": Дишкован Ж.Ф., Задорожнего И.В. (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Палана Тигильского района Корякского автономного округа гражданское дело
по заявлению заместителя прокурора Тигильского района Корякского автономного округа Кузнецова А.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия постановления Совета народных депутатов муниципального образования городской округ "п. Палана" N 45 от 03 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ"; решения Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" N 28 от 19 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", установил:
3 октября 2006 года Совет народных депутатов муниципального образования городской округ "п. Палана" (далее по тексту - Совет) принял постановление N 45 "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ". Решением Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" (далее по тексту - МО ГО "п. Палана") Алексеевым А.В. N 28 от 19 октября 2006 года утверждено и подписано вышеуказанное постановление Совета N 45 от 03 октября 2006 года. Постановление Совета N 45 от 03 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ", утвержденное и подписанное Главой МО ГО "п. Палана" 19.10.2006 г. (решение N 28), опубликовано в газете "Народовластие" в N 121 (10770) от 21 октября 2006 года. Указанным постановлением утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ" для населения, проживающего на территории муниципального образования городской округ "поселок Палана".
Постановлением Совета N 53 от 05 декабря 2006 года, утвержденным и подписанным решением Главы МО ГО "поселок Палана" N 35 от 13.12.2006 г., "Об установлении периода действия и даты вступления в силу решения N 28 от 19.10.2006 г. "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ", опубликованным в газете "Народовластие" N 7 (10806) от 23.01.2007 г., установлена дата вступления в силу Решения N 28 от 19.10.2006 г. - 22 ноября 2006 года, период действия Решения N 28 от 19.10.2006 г. установлен с 22.11.2006 г. до вступления в силу соответствующего Решения об изменении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ", но не ранее 23.11.2007 г.
В суд обратился зам. прокурора Тигильского района Кузнецов А.А. с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Постановления Совета N 45 от 03 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ" и Решения Главы МО ГО "п. Палана" Алексеева А.В. N 28 от 19 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ". Определением Тигильского районного суда от 24.01.2007 г. два дела по вышеуказанным заявлениям прокурора были объединены в одно производство. В обоснование своего требования прокурор указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 19 ФЗ РФ N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Постановление Совета N 45 от 03.10.2006 г. не опубликовано в установленном порядке Постановлением Совета N 45 от 03.10.2006 г. и Решением Главы МО ГО "п. Палана" N 28 от 19.10.2006 г. не установлен период действия вводимых тарифов, не определено, с какого периода (даты) начинают действовать введенные тарифы.
Старший помощник прокурора Тигильского района Шехтель Э.Р. (по доверенности) в ходе судебного разбирательства поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении. Настаивала, что в оспариваемых Постановлении и Решении не установлен период действия тарифов и дата вступления нормативного правового акта в силу. Кроме того, указывает, что в нарушение ст. 157 ЖК РФ, приказов Федеральной службы по тарифам N 853-э/4 от 29.12.2005 г. и N 168-э/3 от 01.08.2006 г. при принятии тарифов на водоснабжение и водоотведение не применены предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Председатель Совета народных депутатов муниципального образования ГО "п. Палана" Арцуева З.С. требования прокурора не признала в полном объеме. Пояснила, что Постановление Совета N 45 от 03.10.2006 г. не является нормативным правовым актом в соответствии с Временным положением Совета "О нормативных правовых актах Совета народных депутатов МО "п. Палана", следовательно, не подлежит опубликованию. Пояснила, что Постановление "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ", проект которого поступил на рассмотрение Совета из администрации МО ГО "п. Палана", было принято Советом на внеочередном заседании 03.10.2006 г., Решением Главы МО ГО "п. Палана" N 28 от 19.10.2006 г. данное постановление Совета утверждено, подписано и Главой принято решение о его опубликовании.
Представители Главы МО ГО "п. Палана" и администрации МО ГО "п. Палана" Дишкован Ж.Ф. и Задорожний И.В. требования прокурора не признали в полном объеме. Пояснили, что проект оспариваемого прокурором Постановления N 45 от 03.10.2006 г. был разработан администрацией МО ГО "п. Палана" и был направлен в Совет для его принятия. Полагают, что предельные индексы, утвержденные приказами ФСТ России N 853-э/4 от 29.12.2005 г. и N 168-э/3 от 01.08.2006 г., на территорию Корякского автономного округа не распространяются, в связи с тем, что регулирование тарифов до 2006 года фактически не осуществлялось. В пгт Палана не было установлено экономически обоснованных тарифов на оплату коммунальных услуг, которые формируются и устанавливаются строго в соответствии с законодательством порядке, в связи с чем полагают невозможным применение предельных индексов. Что касается других доводов прокурора, то указывают, что решением N 35 от 13.12.2006 г. установлен период действия и дата вступления в силу решения N 28 от 19.10.2006 г. "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение ГУП "Паланское ЖКХ".
Выслушав объяснения прокурора, заинтересованных лиц и их представителей, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении настоящего дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно подп. 2 п. 11 Устава муниципального образования пгт Палана (с изменениями от 03.09.2004 г.), Глава муниципального образования пгт Палана подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов муниципального образования пгт Палана.
Согласно п. 5 Временного положения о нормативных правовых актах Совета народных депутатов МО "п. Палана", утвержденного решением Совета N 12/22 от 23.03.2006 г., нормативный правовой акт, принятый Советом, в течение 10 календарных дней после принятия направляется Главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, именно оспариваемое прокурором Постановление N 45 от 03.10.2006 г. было утверждено и подписано Главой МО ГО "п. Палана" (решение N 28 от 19.10.2006 г.), что следует из идентичных к Постановлению N 45 и Решению N 28 приложений (Тариф на водоснабжение и водоотведение для населения, проживающего на территории МО пгт Палана) и подтверждается объяснениями представителей заинтересованных лиц.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6, 15, 31 ФЗ РФ N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. и ст.ст. 17, 35 ФЗ РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, содержания и использования муниципального жилищного фонда, осуществление регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.3 ст.156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги - плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 5 ФЗ РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования ..., привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Согласно ст. 13 этого же Закона, тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода.
Вышеуказанные нормативные правовые акты в силу положения Конституции РФ являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Исходя из положений вышеназванных правовых норм, содержания оспариваемых Постановления и Решения, суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебное заседание представителем заинтересованного лица Задорожним И.В. представлено экспертное заключение по результатам экспертизы экономического обоснования платы за содержание и ремонт жилых помещений, тарифов на тепловую энергию, на услуги водоснабжения, водоотведения на 2006 год. Однако настоящее заключение не может быть принято во внимание судом, поскольку, как усматривается из настоящего заключения, оно не содержит расчетов, подтверждающих экономическое обоснование тарифов в размерах, указанных в оспариваемом прокурором Постановлении Совета. Кроме того, экспертиза проводилась на основании решения Совета N 10/17 от 20.02.2006 г. "Об установлении нормативов потребления населением коммунальных услуг, предельного уровня платежей населением от утвержденных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на оплату жилья, коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования пгт. Палана" (л. 5 экспертного заключения), признанного решением Тигильского районного суда от 28 июня 2006 года недействующим со дня принятия. Кроме того, заключение содержит обоснование тарифов на 2006 год, вместе с тем, как усматривается из оспариваемого нормативного акта, период его действия распространяется и на 2007 год.
Судом признаются обоснованными доводы прокурора о том, что при принятии тарифов на водоснабжение и водоотведение Советом не применены предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленные для Корякского автономного округа.
Предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года (п. 20 ст. 2 ФЗ РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г.).
Установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 год осуществляется применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим (действовавшим) на конец 2005 года, без учета требований, указанных в пункте 1 части 2 и части 3 статьи 4 ФЗ РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные до вступления в силу ФЗ РФ N 210-ФЗ, подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными индексами, установленными в соответствии с ФЗ РФ N 210-ФЗ, в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми утверждаются и вводятся в действие указанные предельные индексы (части 2 и 3 ст. 18 ФЗ РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г.).
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2006 год установлены приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 г. N 853-э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2006 г ". Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2007 год установлены приказом Федеральной службы по тарифам N 168-э/3 от 01.08.2006 г.
Информационным письмом N ДС-37/12 от 11.01.2006 г. Федеральной службой по тарифам дано разъяснение, согласно которому размер платы за коммунальные услуги предусмотренные ст.ст. 156, 157 ЖК РФ, должны соответствовать указанным выше индексам роста.
Информационным письмом ФСТ РФ N СН-503/12 от 06.02.2006 г. разъяснено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию на 2006 год не применяются только в том случае, если ранее по соответствующим организациям и гражданам не осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством РФ (например, тарифы устанавливаются впервые). Так, на территории МО ГО "п. Палана" до принятия оспариваемых Постановления и Решения были установлены решением Совета народных депутатов МО п.г.т. Палана N 2/9 от 25.03.2004 г. "О внесении изменений в постановление Совета народных депутатов МО п.г.т. Палана N 114 от 21.10.2002 г." и действовали тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг населением п.г.т. Палана (холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО, вывоз жидких нечистот, содержание жилья), опубликованным в газете "Народовластие" N 90 (10512) от 06.11.2004 г. В связи с чем судом признаются несостоятельными ссылки представителей заинтересованных лиц на то, что предельные индексы, утвержденные приказами ФСТ России N 853-э/4 и N 168-э/3, на территорию Корякского автономного округа не распространяются, в связи с тем, что регулирование тарифов до 2006 года фактически не осуществлялось.
Приложением N 1 Приказа ФСТ N 853-э/4 от 29.12.2005 г. и Приказа ФСТ N 168-э/3 от 01.08.2006 г. установлены индексы максимально возможного изменения на тарифы и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок на тарифы и услуги. Для Корякского автономного округа данный индекс составляет величину 115%. Постановлением Губернатора КАО N 522 от 21.09.2006 г. для Тигильского района установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2007 год в размере 115%. Указанный индекс роста тарифа относится к тарифам на услуги коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением, утилизацией твердых бытовых отходов (разъяснение ФСТ, информационное письмо от 11.01.2006 г. N ДС-37/12, абзац 7). Таким образом, в совокупности максимально возможный размер платы граждан за указанные коммунальные услуги по сравнению с действовавшим на 31.12.2005 г. должен измениться не более чем на 115%. Однако, произошло значительное увеличение по сравнению с тарифами, установленными решением Совета народных депутатов N 2/9 от 25.03.2004 г. - значительно превысило 115%, что подтверждается и сравнительной таблицей действующих и предлагаемых к введению тарифов на жилищно-коммунальные услуги п.г.т. Палана, представленной в суд заинтересованным лицом (увеличение в 4,6 раза ставки тарифа за водоснабжение, в 6,25 раз - за водоотведение), и данный факт - превышение предельных индексов.
Кроме того, постановлениями Правительства РФ N 541 от 29.08.2005 г. и N 772 от 16.12.2006 г. "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлены федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 г. и 2007 г. соответственно по субъектам РФ, который для Корякского автономного округа на 2006 год составляет 193.7 руб. за 1 кв. метр общей площади, на 2007 год - 219,7 руб. за 1 кв. метр общей площади. Как усматривается из сравнительной таблицы, представленной в суд представителем заинтересованного лица, предлагается ставка тарифов с 1 кв. метра в размере 273,76 руб. Суд полагает, что установленный Правительством РФ в постановлении N 541 от 29.08.2005 г. и N 772 от 16.12.2006 г. федеральный стандарт предельной стоимости в размере 193,7 руб. (2006 г.), 219,7 руб. (2007 г.) не может быть превышен не только в целом по Корякскому автономному округу, но и по каждому муниципальному образованию отдельно, входящему в состав округа.
Ссылки представителя заинтересованного лица Задорожнего И.В. на письма руководителя ФСТ России Новикова С.Г. от 14.04.2006 г. (исх. N СН-1752/12) и 10.05.2006 г. (исх. N СН-2270/12) в адрес губернатора КАО не могут быть приняты во внимание судом, так как указанные письма не соответствуют предъявляемым к нормативным правовым актам требованиям, не опубликованы в установленном законом порядке, носят рекомендательный характер.
Что касается доводов представителей администрации МО ГО "п. Палана" о том, что до 01.01.2006 г. в КАО действовала базовая ставка оплаты жилья, которая составляла 59 руб. за 1 кв. метр, а не экономически обоснованный тариф, что стандарт в размере 193,7 руб. (219,7 руб.), установленный постановлениями Правительства РФ N 541 от 29.08.2005 г. и N 772 от 16.12.2006 г. для КАО, установлен в целях определения размера межбюджетных трансфертов в виде субсидий, то в силу изложенного выше они не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Постановление Совета народных депутатов муниципального образования городской округ "п. Палана" N 45 от 03 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", утвержденное решением Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" N 28 от 19 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", и Решение Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" N 28 от 19 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", опубликованные в газете "Народовластие" в N 121 (10770) от 21 октября 2006 года, противоречат статьям 156, 157 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5, 13, частям 2 и 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Указанными Постановлением и Решением нарушены права граждан, проживающих на территории МО ГО "п. Палана", на оплату жилья и коммунальных услуг в установленном законом размере, в связи с чем нарушены их жилищные права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление зам. прокурора Тигильского района Кузнецова А.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия Постановление Совета народных депутатов муниципального образования городской округ "п. Палана" N 45 от 03 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", утвержденное решением Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" N 28 от 19 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", и Решение Главы муниципального образования городской округ "п. Палана" N 28 от 19 октября 2006 года "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение Государственного унитарного предприятия "Паланское ЖКХ", опубликованные в газете "Народовластие" в N 121 (10770) от 21 октября 2006 года.
По вступлению решения в законную силу опубликовать его в газете Корякского автономного округа "Народовластие".
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Суд Корякского автономного округа через Тигильский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Е.А. Будкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тигильского районного суда Корякского автономного округа от 1 февраля 2007 г. N 2-8-2007
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 1 марта 2007 г. N 23