Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В, судей Анашкиной И.А, Козуб Е.В, при секретаре Осколович Ю.А, с участием представителя истца Алиева Э.Э, представителя ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Пузиковой О.В, представителя третьего лица - Департамента финансов города Севастополя Роттиной Е.И, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 3 августа 2021 года по гражданскому делу по иску Шавалиева М. А. к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительству Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ? Департамент финансов города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Шафранюк Л. Л, о взыскании убытков, УСТАНОВИЛА:
Шавалиев М.А. обратился в суд с иском к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительству Севастополя (Севнаследие), просит взыскать с ответчиков солидарно 2 008 000 рублей за счет казны города в возмещение убытков, причиненных ограничением прав на земельный участок, возместить расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 12 000 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 18 800 руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 931 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением государственной регистрации права и кадастра "адрес", о чем в Едином государственной реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации N.
В ДД.ММ.ГГГГ года истца известили, что указанный земельный участок находится в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Памятник воинам 365-й зенитной батареи, расположенного по адресу: "адрес", Высота 60, 0, однако, на момент приобретения земельного участка, как и на момент его передачи в собственность предыдущим собственникам отсутствовала информация об объектах, включенных в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Таким образом, истец лишен права использовать земельный участок по своему целевому назначению и в соответствии с разрешенным видом использования. Поскольку в отношении земельного участка истца имеются ограничения и запреты в использовании в соответствии с установленной в отношении данного участка данного участка категорией и видом разрешенного использования, то в силу ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, 57 ЗК РФ у него имеется право на возмещение убытков, причиненных ограничением его прав, как собственника участка.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 3 августа 2021 года исковые требования Шавалиева М.А. удовлетворены, с Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительства Севастополя солидарно за счет средств казны субъекта РФ - города федерального значения Севастополь в пользу Шавалиева М. А. взыскано в возмещение убытков 2 008 000 рублей, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины - 17 806 рублей 79 копеек, на проведение судебной экспертизы - 12 000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что судом не принято во внимание, что объект культурного наследия существовал задолго до приобретения земельного участка в собственность Шавалиевым М.А. (о чем истец не мог не знать), имея земельный участок в собственности с 2016 года и не предпринимая попыток строительства объекта на участке. Доводы суда о том, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали обременения на указанный земельный участок, не могут являться доказательством заблуждения истца в отношении особенностей и характеристик земельного участка и несоблюдения требований в отношении такого участка, так как согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Тем более что наличие в непосредственной близости от земельного участка объекта культурного наследия можно определить путем визуального осмотра на местности. Таким образом, истец знал или должен был знать об имеющихся ограничениях и мог предпринять разумные меры для уточнения наличия либо отсутствия таковых в уполномоченных органах до совершения сделки. При расчете размеров возмещения, убытки определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествовавший принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Ответчик считает, что судом также неверно установлена дата - день, предшествовавший принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории - в связи с установлением охранных зон объекта культурного наследия задолго до приобретения истцом земельного участка и установлением согласно статье 34.1 защитных зон объекта культурного наследия. При этом размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Однако судом не учтены все обстоятельства дела при определении размера убытков и, по мнению ответчика, нарушен принцип соразмерности. В данном случае виновные действия со стороны органов власти отсутствуют, в связи с чем использование формулировки соразмерности ответственности допущенному нарушению не обосновано. Действия органа власти, установившего ограничения в связи с нахождением на территории объекта культурного наследия, следует рассматривать как правомерные. Также ответчик выражает свое несогласие с заключением эксперта, поскольку имеется ряд фактов, что не позволяет считать его надлежащим доказательством по делу.
В судебном заседании представитель ответчика Севнаследия просил удовлетворить апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. Полагает, что истец, приобретая земельный участок, не мог не знать о том, что он расположен в охранной зоне памятника, так как он находится на расстоянии 9 метров от него, вместе с тем охранная зона памятника 50х50 м установлена еще в 1982 году. Поскольку земельный участок был включен в перечень объектов культурного наследия, имел утвержденные границы, отсутствуют основания для возмещения ответчиками истцу убытков.
Представитель Департамента финансов города Севастополя апелляционную жалобу Севнаследия поддержал.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона не соответствует.
Пунктами 1 и 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения отнесены земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Частью 3 статьи 99 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 6 статьи 107 ЗК РФ возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии со статьей 57.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями территорий отнесена защитная зона объекта культурного наследия.
Федеральным законом от 05.04.2016 N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон "Об объектах культурного наследия") введена в действие статья 34.1, содержащая понятие "защитной зоны объектов культурного наследия".
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Закона "Об объектах культурного наследия" защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В силу пункта 3 статьи 34.1 Закона "Об объектах культурного наследия" границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника; границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля.
Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Убытки возмещаются, в том числе, гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков (подпункт 1 пункта 2 статьи 57.1 ЗК РФ).
При расчетах размеров возмещения убытки лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. При этом при расчете размеров возмещения публично-правовым образованиям, указанным в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, не учитываются убытки, связанные с изменением рыночной стоимости земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (пункт 3 статьи 57.1. ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 57.1. ЗК РФ убытки, предусмотренные настоящей статьей, возмещают:
собственник здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории;
орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта;
уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в случае установления зон охраны объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения, установления границ защитных зон объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков; ограничением прав собственников расположенных на земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, лиц, с которыми заключены договоры социального найма или договоры найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, режим которых не допускает размещение данных объектов; изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Согласно части 1 статьи 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением XVIII сессии Севастопольского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ N Садыковой Р. Г. предоставлен в собственность земельный участок площадью 0, 0931 га, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). ДД.ММ.ГГГГ выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯЛ N, земельному участку присвоен кадастровый N. Акт зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли. Ограничения (обременения) использования земельного участка или его части отсутствуют.
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учет как актуальный, ранее учтенный, присвоен кадастровый N.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за N ограничения на земельном участке с кадастровым номером N отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ между Садыковой Р.Г. и Шафранюк Л.Л. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, удостоверенный нотариусом города Севастополя Андриевской Е. А. и зарегистрированный в реестре под N, переход права собственности к Шафранюк Л.Л. зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, ограничения (обременения) на земельный участок отсутствуют.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничение (обременение) прав на земельный участок не зарегистрировано, договоры участия в долевом строительстве не зарегистрированы, правопритязания отсутствуют, заявленные в судебном порядке права требования отсутствуют, возражения в отношении зарегистрированного права отсутствуют (пункт 1.5. Договора купли-продажи).
ДД.ММ.ГГГГ между Шафранюк Л.Л. и Шавалиевым М.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 931 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", удостоверенный нотариусом города Севастополя Деминой Д. И. и зарегистрированный в реестре под N, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности к Шавалиеву М.А. Ограничения (обременения) на земельный участок не зарегистрированы.
ДД.ММ.ГГГГ Шавалиев М.А. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N для строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выдан Градостроительный план земельного участка по адресу: "адрес".
Согласно пункту 2.1 Градостроительного плана земельный участок по функционально назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной.
В пункте 3.2. Градостроительного плана отсутствует информация об объектах, включенных в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На чертеже градостроительного плана отражена зона допустимого размещения зданий, строений и сооружений.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдал уведомление N о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя оповестило Шавалиева М.А. о том, что земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", находится в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Памятник воинам 365-й зенитной батареи, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в своем письме, адресованном Шавалиеву М.А, уведомил последнего, что ранее выданное уведомление N отменено на основании распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ за N. Департаментом выдано новое уведомление за N от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый N.
В пункте 2 Уведомления указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровый N, по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу; "адрес". 43 находится в защитной зоне объектов культурного наследия "Памятник воинам 365-й зенитной батареи". "Сооружения и территория 365-й зенитной батареи".
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N имеет следующие характеристики: категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)".
Постановлением Правительства Севастополя от 09.02.2017 N 98-ПП "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия" "Памятник воинам 365-й зенитной батареи" отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Приложение N).
Границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны ОКН утверждены постановлением Правительства Севастополя от 09.07.2020 N 346-ПП.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу; "адрес". 43, находится в защитной зоне объектов культурного наследия "Памятник воинам 365-й зенитной батареи" "Сооружения и территория 365-й зенитной батареи", что сторонами не оспаривается.
В связи с тем, что земельный участок истца расположен на расстоянии менее 100 м от внешних границ территории памятника, строительство объекта индивидуального жилищного строительства запрещено.
Согласно пункту 3 Постановления N-ПП "убытки при ограничении прав при установлении, изменении границ зоны охраны подлежат возмещению Правительством Севастополя в полном объеме с учетом особенностей, установленных ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации".
Суд, руководствуясь Положением, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N N, пришел к выводу, что Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, являясь региональным органом охраны объектов культурного наследия города Севастополя, в том числе зон с особыми условиями использования территория, является надлежащим ответчиком, к которому могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, связанных с ограничением прав на землю.
Так как ограничения на земельный участок Шавалиева М. А. установлены Постановлением Правительства Севастополя N-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, и в пункте 3 данного Постановления указано, что Правительство Севастополя возмещает указанные убытки с учетом особенностей, установленных ст. 57.1. ЗК РФ, суд пришел к выводу о том, что Правительство Севастополя наряду с Севнаследием несет обязанность по возмещению таких убытков.
Установив, что в отношении земельного участка Шавалиева М.А имеются ограничения и запреты в использовании в соответствии с установленной в отношении данного участка категорией и видом разрешенного использования, суд пришел к выводу о том, что в силу статей 15, 1064 ГК РФ, 57, 57.1 ЗК РФ у истца есть право на возмещение убытков, причиненных ограничением прав.
Размер убытков суд определилна основании экспертного заключения Союза "Севастопольская ТПП" N ВСС-39 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 931 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", без учета ограничений, установленных Федеральным Законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации", на ДД.ММ.ГГГГ составила 2 008 000 рублей, с учетом ограничений, установленных Федеральным Законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации", земельный участок не имеет полезности с позиции рынка (потенциальных продавцов и покупателей), то есть объект исследования не обладает рыночной стоимостью, поэтому рыночная стоимость на ДД.ММ.ГГГГ условно принята экспертом равной одному рублю.
Основываясь на проведенном анализе и принимая во внимание местоположение оцениваемого объекта, его правовой режим, физические характеристики, текущее состояние, возможности использования, эксперт пришел к выводу, что на объекте исследования разрешается воссоздание утраченных объектов, имеющих историческую или эстетическую ценность; снос диссонирующих объектов; проведение строительных и ремонтных работ, необходимых для функционирования объектов (прокладка инженерных сетей и др.), при условии, что после их завершения вид охраняемого ландшафта не будет искажен. Запрещается изменение рельефа и вырубка зеленых наслаждений; строительные работы, приводящие к изменению ландшафта; строительство объектов капитального строительства и их реконструкция; хозяйственная деятельность, приводящая к загрязнению ландшафта и окружающей среды.
Также заключением эксперта установлено, что использование исследуемого земельного участка по виду разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки невозможно, а также невозможна иная хозяйственная деятельность, не связанная с сохранением и регенерацией историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
С учетом изложенного суд взыскал с ответчиков в пользу истца солидарно в возмещение убытков 2 008 000 рублей, которые представляют собой рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, без учета установленных ограничений.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ суд взыскал с ответчиков в пользу истца 12 000 рублей в возмещение расходов по оплате экспертизы, 17 806 рублей - по оплате государственной пошлины и разъяснил право на возврат излишне оплаченной истцом государственной пошлины в сумме 993 рубля 21 копейка.
С выводами суда о наличии оснований к удовлетворению исковых требований судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 23 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения подпунктов 8, 9 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до 04.08.2018.
Постановление Правительства Севастополя от 09.02.2017 N 98-ПП "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия", которым "Памятник воинам 365-й зенитной батареи" отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Севастополя от 25.02.2019 N 124-ПП, вступившего в силу со дня официального опубликования.
"Памятник воинам 365-й зенитной батареи" отнесен к объектам культурного наследия регионального значения Решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов трудящихся от 20.12.1975 N 856.
Паспорт объекта культурного наследия "Памятник воинам 365-й зенитной батареи" утвержден Министерством культуры СССР. В пункте 10 паспорта указано, что данный объект культурного наследия сооружен в 1952 году и подлежит охране на основании решения от 20.12.1975 N 856, границы охранной зоны и зоны регулирования застройки находятся на утверждении (л.д. 174-177 том 1).
Решением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов от 20.04.1982 N 7/317 (пункт 48 списка-приложения) утверждены границы охранной зоны памятника "Памятник воинам 365-й зенитной батареи (N293). Высота 60.0. В границах квадрата 50х50 с памятником в центре" (л.д. 178-180 том 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2015 N 9-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" объекты культурного наследия, расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат государственной охране в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия со дня образования в составе Российской Федерации указанных субъектов Российской Федерации. Объекты культурного наследия, расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включенные в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации (в том числе выявленные объекты культурного наследия), до отнесения их в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи к объектам культурного наследия федерального значения, объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения либо к выявленным объектам культурного наследия подлежат государственной охране в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для объектов культурного наследия регионального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).
Согласно пункту 5 статьи 2 названного Закона границы и особый режим использования территорий, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Объект культурного наследия регионального значения "Памятник воинам 365-й зенитной батареи", расположенный по адресу: "адрес", высота 60, 0, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под N N (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2017 N 130010-р).
Таким образом, границы объекта культурного наследия "Памятник воинам 365-й зенитной батареи" установлены в 1982 году, а Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 346-ПП приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 346-ПП предусмотрено, что убытки при ограничении прав в связи с установлением, изменением зоны охраны подлежат возмещению Правительством Севастополя в полном объеме с учетом особенностей, установленных статьей 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем убытки истца не могли возникнуть в связи с установлением или изменением зоны охраны памятника названым постановлением, так как, учитывая расположение земельного участка истца на расстоянии менее 50 метров от объекта культурного наследия, земельный участок истца находился в охранной зоне памятника и в соответствии с Решением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, то есть установление (изменение) границ постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 346-ПП на права истца и возможность использовать земельный участок по назначению не повлияло.
Учитывая, что защитные зоны объекта культурного наследия установлены в силу закона (статья 34.1 Закона "Об объектах культурного наследия") до ДД.ММ.ГГГГ и относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции признает не подлежащими применению положения подпунктов 8, 9 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации в части возмещения убытков в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории объекта.
Кроме того, истцом не представлены доказательства наличия реальной возможности и фактического осуществления строительства на земельном участке до издания Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 346-ПП.
"Памятник воинам 365-й зенитной батареи" отнесен к объектам культурного наследия регионального значения и его границы установлены до ДД.ММ.ГГГГ (в 1982 году), то есть его границы существовали задолго до приобретения земельного участка истцом в собственность, о чем истец не мог ни знать, имея земельный участок в собственности с 2016 года, истец не предпринимал попытки строительства.
Сведения о наличии ограничений в объемах возможного использования участка являлись общедоступными, такие сведения могли быть уточнены в уполномоченных органах - при обращении в Севнаследие.
При установленных обстоятельствах невозможность использования истцом земельного участка по назначению не является следствием действий ответчиков, в том числе и правомерных, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Требования о возмещении убытков, связанных с началом строительства на основании полученного ГПЗУ и уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, истцом не заявлено, и возможность заявления таковых в силу положений статей 39, 196 ГПК РФ судебной коллегией не рассматривается.
Поскольку выводы суда фактическим обстоятельствам дела не соответствуют, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований судебные расходы истца возмещению за счет ответчиков не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 3 августа 2021 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Шавалиева М. А. к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительству Севастополя о возмещении убытков отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 13.12.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.