Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Симагина А.С, судей Винокуровой Н.С, Солодовниковой О.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Храпцовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Дзержинска Нижегородской области к ООО "УК АльянсСЕРВИС" об обязании исполнить предписание
по апелляционной жалобе ООО "УК АльянсСЕРВИС" на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Солодовниковой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец администрации города Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с исковым заявлением к ООО "УК АльянсСЕРВИС" об обязании исполнить предписание.
В обоснование заявленных требований истец указал, что истцу поступило обращение Р.Е.А. по вопросу ненадлежащего технического состояния парапета кровли, фасада, подъезда и электрооборудования в подъезде многоквартирного [адрес]. 15 апреля 2019 г..должностными лицами администрации города Дзержинска в отношении ООО "УК АльянсСЕРВИС" на основании распоряжения и.о. заместителя главы администрации N 878 от 10 апреля 2019 г..проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой обследовались парапет кровли, фасад, подъезд и электрооборудования в подъезде многоквартирного [адрес]. Актом внеплановой выездной проверки от 15 апреля 2019 г..N 878-043 по указанному адресу выявлено частичное разрушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части), частичное разрушение кирпичной кладки под окнами, в подъезде - частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива, провисание проводов (не закреплены) на всех лестничных клетках и первом этаже подъезда, отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках, то есть должностным лицом ООО "УК АльянсСЕРВИС" не принято мер по надлежащему содержанию жилого дома, что привело к нарушениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г..N 170. 17 апреля 2019 г..ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 875-043 сроком устранения 15 октября 2019 г..Должностными лицами администрации города Дзержинска 15 октября 2019 г..проведена внеплановая проверка с целью проверки исполнения предписания. В результате обследования выявлено, что ответчик не выполнил в срок указанное предписание.
Ответчику вновь выдано предписание от 24 октября 2019 г..N 2628-142 об устранении нарушений содержания общего имущества многоквартирного дома со сроком исполнения до 22 апреля 2020 г..В 2020 г..проверить исполнение предписания не представилось возможным в связи с ограничением проведения контрольно-надзорных мероприятий в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. 10 марта 2021 г..должностными лицами администрации города Дзержинска проведена внеплановая проверка с целью проверки исполнения предписания от 24 октября 2019 г..N 2628-043. В ходе проверки установлено, что предписание не выполнено в полном объеме, а именно: частичное разрушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части), в подъезде на первом этаже имеется частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива, в подъезде на первом этаже имеется отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках. Следовательно, в бездействии ответчика имеется невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль, об устранении нарушений законодательства в жилищной сфере. Согласно Уставу, договору N 53 оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 7 декабря 2016 г..ответчик обязан соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда и другие действующие нормативные акты. Ответчик уклоняется от выполнения предписания, выданного должностным лицом в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
На основании изложенного администрация города Дзержинска Нижегородской области просила суд обязать ООО "УК АльянсСЕРВИС" исполнить предписание органа муниципального жилищного контроля администрации города Дзержинска Нижегородской области N 2628-043 от 24 октября 2019 г, устранить нарушение содержания общего имущества многоквартирного [адрес], а именно: частичное разрушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части), частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива, отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках в подъезде на первом этаже.
Представитель администрации города Дзержинска Нижегородской области, извещенной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание после перерыва не явился. Ранее в судебных заседаниях представитель истца по доверенности Б.В.Ф. иск поддержал.
Представитель ООО "УК АльянсСЕРВИС" по доверенности Резцова Н.П. иск не признала.
Представитель государственной жилищной инспекции Нижегородской области, извещенной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть спор в его отсутствие.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 августа 2021 года иск администрации города Дзержинска Нижегородской области к ООО "УК АльянсСЕРВИС" об обязании исполнить предписание удовлетворен:
на ООО "УК АльянсСЕРВИС" возложена обязанность исполнить предписание органа муниципального жилищного контроля администрации города Дзержинска Нижегородской области N 2628-142 от 24 октября 2019 г. об устранении выявленных нарушений при использовании жилищного фонда - многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская [адрес], а именно:
частичное разрушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части), в подъезде на первом этаже частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива, в подъезде на первом этаже отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках.
С ООО "УК АльянсСЕРВИС" в доход бюджета городского округа город Дзержинск Нижегородской области взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "УК АльянсСЕРВИС" поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что обязанность исполнить предписание администрации города Дзержинска Нижегородской области N 2628-142 от 24 октября 2019 г. не может быть возложена на ответчика, поскольку ООО "УК АльянсСЕРВИС" как управляющая организация в соответствии с нормами закона и условиями договора управления многоквартирным домом выполняет работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, стоимость работ по частичному ремонту кровли превышает 30% от общего объема кровельных работ, в силу чего текущим ремонтом не является и должен быть выполнен в рамках работ капитального характера, которые запланирован региональной программой на 2035-37гг.
От администрации города Дзержинска Нижегородской области поступили возражения на апелляционную жалобу.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела они считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства не представлено, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов гражданского дела, ООО "УК "Альянс-НВ", переименованное в ООО "УК АльянсСЕРВИС", с учетом избранного способа управления многоквартирным домом является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская [адрес], что подтверждается представленным в материалы дела договором управления многоквартирным жилым домом N53 от 07.12.2016 г.
Названным договором предусмотрено, что управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, а также иные услуги, связанные с управлением многоквартирного дома самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц, действуя от имени собственников и за их счет, а собственники обязуются оплачивать работы и услуги путем внесения установленной договором платы на расчетный счет управляющей организации (пункт 1.1).
Договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Нижегородская [адрес], от 7 декабря 2016 г. предусмотрены обязанности управляющей организации оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с надлежащим качеством и с соблюдением действующего законодательства, установленных норм и условий данного договора; проводить технические осмотры многоквартирного дома с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению; предоставлять уполномоченному собственниками лицу результаты осмотра общего имущества, перечень мероприятий (работ и услуг), необходимых для устранения выявленных дефектов, а также планируемые затраты для последующего утверждения размера платы на общем собрании собственников помещений; по результатам технического осмотра дома управляющая организация подготавливает собственникам планы текущего ремонта с указанием сроков выполнения, расчета стоимости в перерасчете на кв.м жилой площади, а также предложениями о порядке финансирования работ собственниками; по результатам технического осмотра дома управляющая организация подготавливает собственникам планы текущего ремонта с указанием сроков начала и окончания их выполнения, расчета стоимости, а также с предложениями о порядке финансирования работ собственниками (пункт 2.1).
При этом управляющая организация вправе самостоятельно определить очередность и сроки выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в зависимости от климатических условий, фактического технического состояния общего имущества, объема поступивших средств собственников и ее производственных возможностей, в том числе при невозможности исполнения обязательства перенести исполнение данного обязательства на следующий год (пункт 2.2.1).
Пунктом 2.2.15 вышеназванного договора также установлено, что управляющая организация вправе выполнять работы и оказать услуги, не предусмотренные в составе перечней работ и услуг, утвержденных общим собранием, если необходимость их проведения вызвана необходимостью устранения угрозы жизни и здоровья лиц, проживающих в многоквартирном доме, устранением последствий аварий или угрозы наступления ущерба общему имуществу собственников помещений, а также в связи с предписанием надзорного (контрольного) органа (ГЖИ, ГПН, Роспотребнадзор и др.), о чем управляющая организация обязана проинформировать собственников помещений. Выполнение таких работ и услуг осуществляется за счет средств, поступивших от оплаты работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (капитальному ремонту). Информирование собственников осуществляется путем вывешивания уведомления на входных дверях каждого подъезда.
03 апреля 2019 г. в администрацию города Дзержинска Нижегородской области от проживающей по адресу: Нижегородская [адрес] Р.Е.А. поступило обращение о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Нижегородская [адрес].
10 апреля 2019 г. и.о. заместителя главы администрации города Дзержинска Нижегородской области Дергуновым Д.Е. издано распоряжение N 878 о проведении в рамках муниципального жилищного контроля внеплановой выездной проверки ООО "УК АльянсСЕРВИС", фактически осуществляющего деятельность по адресу: [адрес], с целью проверки фактов, изложенных в обращении Р.Е.А. по вопросу ненадлежащего технического состояния парапета кровли, фасада, подъезда и электрооборудования в подъезде многоквартирного [адрес] 15 апреля 2019 г.
11 апреля 2019 г. по электронной почте в адрес ООО "УК АльянсСЕРВИС" направлено уведомление N 043 о проведении внеплановой выездной проверки 15 апреля 2019 г. в 9 час. 00 мин. по адресу: [адрес].
Согласно акту проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 878-043 от 15 апреля 2019 г. на момент обследования [адрес] установлено следующее: частичное нарушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части); частичное разрушение кирпичной кладки под окнами; в подъезде имеется частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков; наличие сухих следов пролива; не закреплены провода (провисание) на всех лестничных клетках и первом этаже подъезда; в подъезде имеется отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках, то есть допущены нарушения пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.4, 4.6.1.9, 4.6.2.3, 4.6.3.3, 4.2.1.15, 4.2.1.1, 3.2.8, 3.2.9, 5.6.24, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
При проведении проверки присутствовал представитель ООО "АльянсСЕРВИС" по доверенности Ларин А.В, в акте проверки имеется его подпись.
16 апреля 2019 г. по электронной почте в адрес ООО "УК АльянсСЕРВИС" направлено уведомление N 043 о возбуждении дела об административном правонарушении.
17 апреля 2019 г. заместителем начальника управления по муниципальному жилищному контролю департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Дзержинска Нижегородской области Б.В.Ф. в отношении и.о. начальника жилищно-эксплуатационного участка ООО "АльянсСЕРВИС" Ларина А.В. составлен протокол N 878-043 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17 апреля 2019 г. заместителем начальника управления по муниципальному жилищному контролю департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Дзержинска Нижегородской области Б.В.Ф. ответчику ООО "АльянсСЕРВИС" выдано предписание N 878-043 об устранении выявленных нарушений при использовании жилищного фонда в срок до 15 октября 2019 г.
Предписание вручено представителю ООО "АльянсСЕРВИС" Ларину А.В. 17 апреля 2019 г.
15 октября 2019 г. заместителем главы администрации города Дзержинска Нижегородской области Дергуновым Д.Е. издано распоряжение N 2628 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК АльянсСЕРВИС" с целью проверки выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений при использовании жилищного фонда от 17 апреля 2019 г. N 878-043 по адресу: [адрес] 22 октября 2019 г.
16 октября 2019 г. по электронной почте в адрес ООО "УК АльянсСЕРВИС" направлено уведомление N 2628 о проведении внеплановой выездной проверки.
Как следует из акта проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 2628-142 от 22 октября 2019 г, в ходе проверки выявлены факты частичного невыполнения предписания органа муниципального контроля (предписание N 878-043 от 17 апреля 2019 г.), а именно: частичное разрушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части) (пункты 4.6.1.1, 4.6.1.4, 4.6.1.9, 4.6.2.3, 4.6.3.3, 4.2.1.15 Правил); в подъезде правого крыла и первого этажа имеется частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива (пункты 3.2.8, 3.29 Правил); не закреплены провода (провисание) на всех лестничных клетках правого крыла и на первом этаже подъезда (пункт 5.6.24 Правил); в подъезде правого крыла и на первом этаже имеется отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках (пункт 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4 Правил). Также в ходе проверки установлено, что выполнены работы по восстановлению кирпичной кладки под окнами на фасаде дома, выполнен ремонт подъезда левого крыла, а именно: восстановлен штукатурный слой стен и потолка, выполнено окрашивание стен, побелка потолка и стен, окрашены оконные коробки, переплеты, подоконники окна и подоконники, закреплены провода.
При проверке присутствовал представитель ООО "АльянсСЕРВИС" по доверенности Красильникова Т.В.
22 октября 2019 г. по электронной почте в адрес ООО "АльянсСЕРВИС" направлено уведомление N 2628-142 о возбуждении дела об административном правонарушении.
24 октября 2019 г. заместителем начальника управления по муниципальному жилищному контролю департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Дзержинска Нижегородской области Б.В.Ф. составлен протокол N 2628-142 об административном правонарушении в отношении ООО "АльянсСЕРВИС" по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 октября 2019 г. заместителем начальника управления по муниципальному жилищному контролю департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Дзержинска Нижегородской области Б.В.Ф. ответчику ООО "АльянсСЕРВИС" выдано предписание N 2628-142 об устранении выявленных нарушений при использовании жилищного фонда в срок до 22 апреля 2020 г.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Дзержинского судебного района Нижегородской области от 2 декабря 2019 г. ООО "УК АльянсСЕРВИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
19 февраля 2021 г. заместителем главы администрации города Дзержинска Нижегородской области Дергуновым Д.Е. издано распоряжение N 213 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК АльянсСЕРВИС" с целью проверки выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений при использовании жилищного фонда от 24 октября 2019 г. N 2628-142 по адресу: [адрес] 10 марта 2021 г.
24 февраля 2021 г. в адрес ООО "УК АльянсСЕРВИС" направлено уведомление N 12-213 о проведении внеплановой выездной проверки.
Согласно акту проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 213-10 от 10 марта 2021 г. в ходе проверки установлено, что предписание N 2628-142 от 24 октября 2019 г. частично не выполнено, а именно: частичное разрушение плит и частичное отсутствие кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части) (пункты 4.6.1.1, 4.6.1.4, 4.6.1.9, 4.6.2.3, 4.6.3.3, 4.2.1.15 Правил); в подъезде на первом этаже имеется частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива (пункты 3.2.8, 3.2.9 Правил); в подъезде на первом этаже имеется отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках (пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4 Правил). При этом предписание N 2628-142 от 24 октября 2019 г. частично выполнено, а именно: закреплены провода (провисание) на всех лестничных клетках правого крыла и на первом этаже подъезда (пункт 5.6.24 Правил); в подъезде правого крыла имеется отслоение окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках (пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4 Правил); в подъезде правого крыла имеется частичное нарушение штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличие сухих следов пролива (пункты 3.2.8, 3.2.9 Правил).
При проведении проверки присутствовал представитель ООО "УК АльянсСЕРВИС" по доверенности Ларин А.В.
11 марта 2021 г. по электронной почте в адрес ООО "УК АльянсСЕРВИС" направлено уведомление N 10-213 о возбуждении дела об административном правонарушении.
12 марта 2021 г. заместителем начальника управления по муниципальному жилищному контролю департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Дзержинска Нижегородской области Б.В.Ф. в отношении ООО "УК АльянсСЕРВИС" составлен протокол N 213-10 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив, что вынесенное администрацией города Дзержинска Нижегородской области предписание N 2628-142 от 24 октября 2019 г. не исполнено в установленный срок, суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "УК АльянсСЕРВИС" не приняло системных мер по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии и в целях устранения выявленных нарушений принял решение о возложении на управляющую организацию обязанности по исполнению предписания, что согласуется с приведенными выше нормами материального права.
При этом, основываясь на правильном толковании и применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N493 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года N885, суд первой инстанции обоснованно указал, что предписание администрацией города Дзержинска Нижегородской области принято в пределах предоставленных ей законодательством полномочий и является обязательным к исполнению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, указывает следующее.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N1110 утверждено "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
В соответствии с пунктом 3 "Положения лицензионными требованиями к лицензиату", устанавливаемыми в соответствии с частью1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно подпункту "з" пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при этом предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Факт ненадлежащего содержания и проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома достоверно установлен судом.
Юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства является ООО "УК АльянсСЕРВИС", как управляющая организация, которая в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно пункту1 части 2 статьи 10 данного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Таким образом, к полномочиям администрации г.Дзержинска относится выдача предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в случае их выявления.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должностного лица, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Таким образом, основанием для выдачи предписания является реальное выявление нарушения и установление лица, которое обязано устранить выявленное нарушенное.
Предписание, целью которого является возложение на ответственное лицо обязанности совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Кроме того, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания на совершенное нарушение, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Как установлено материалами дела, администрацией г.Дзержинск Нижегородской области в ходе внеплановых выездных проверок выявлены нарушения лицензионных требований ООО "УК АльянсСЕРВИС" по управлению многоквартирным домом, выразившихся в надлежащем содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома, а именно: частичном разрушении плит и частичном отсутствии кровельного покрытия парапета кровли (карнизной части), в подъезде на первом этаже - в частичном нарушении штукатурного, окрасочного слоя и побелки стен и потолков, наличии сухих следов пролива, отслоении окрасочного слоя на оконных коробках, переплетах, подоконниках.
Принимая решение о возложении на ООО "УК АльянсСЕРВИС" обязанности исполнить предписание, суд первой инстанции исходил из того, что, приняв на себя функции по управлению многоквартирным домом, Общество, выполняя работы и оказывая услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении многоквартирным домом, в силу вышеприведенных норм права и заключенного с ним договора обязано как соблюдать обязательные требования к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, так и выполнять обязательные для него предписания органа муниципального жилищного контроля.
Указывая на отсутствие возможности исполнить оспариваемое предписание, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что производство работ по частичному ремонту кровли является капитальным ремонтом, а ООО "УК АльянсСЕРВИС", как управляющая организация в соответствии с нормами закона и условиями договора управления многоквартирным домом, выполняет работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств исполнения Обществом обязанности по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, материалы дела не содержат.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, предписание администрации г.Дзержинск Нижегородской области не накладывает на Общество обязанность по выполнению капитального ремонта МКД, Таким образом, оспариваемое предписание органа муниципального жилищного контроля N 2628-142 от 24 октября 2019 г. выдано администрацией г.Дзержинск Нижегородской области в пределах предоставленных ей законодательством полномочий и при наличии установленных нарушений, не возлагает на заявителя не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, незаконным признано не было, и в соответствии с нормами материального права является обязательным к исполнению ответчиком, которым в силу императивного указания законодателем (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) в процессе управления многоквартирным домом должны обеспечиваться благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашаясь с судом первой инстанции, полагает оспариваемое предписание соответствующим жилищному законодательству, исполнимым, предоставляющим ООО "УК АльянсСЕРВИС", на которое в силу норм действующего законодательства возложена организация и обеспечение устранения нарушений и выполнение мероприятий по исполнению коммунальных услуг многоквартирного жилого дома, право выбора способа устранения имеющихся нарушений.
При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК АльянсСЕРВИС" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.