Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Цыцаркиной С.И, судей Бакулина А.А, Балабан К.Ю, при помощнике судьи Харламове К.О, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шмелева В. В.ча на решение Раменского городского суда Московской области от 09 июня 2021 года по делу по административному исковому заявлению Шмелева В. В.ча к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании выдать градостроительный план земельного участка, заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И, объяснения представителя Шмелева В.В. - по ордеру адвоката Шмелевой С.Д, представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - Мамедова Т.Т, установила:
Шмелев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области" от 15.02.2021г. и обязании выдать градостроительный план земельного участка.
Требования административного иска мотивированы тем, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:153322, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Чулковское. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования - магазины, аптеки, стоянки автотранспорта. Истец обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ). В ответ получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области" от 15.02.2021г. с указанием на то, что "Согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, рассматриваемый земельный участок полностью расположен в зоне планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры МО - линий рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково-Подольск-Домодедово-Раменское"". В отношении рассматриваемого земельного участка отсутствует утвержденная Правительством Московской области документация по планировке территории. Земельный участок административного истца полностью расположен в зоне планируемого строительства линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково-Подольск-Домодедово-Раменское", возможности размещения объектов капитального строительства на земельном участке нет. Административный истец считает, что оспариваемым решением созданы препятствия к осуществлению его прав и реализации его законных интересов в использовании земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
Решением Раменского городского суда Московской области от 09 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
С указанным решением не согласился административный истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований административного иска в полном объеме, ссылаясь на то, что отказом административного ответчика в выдаче градостроительного плана на принадлежащий истцу земельный участок созданы препятствия к реализации прав Шмелева В.В. по использованию данного объекта недвижимости. Отмечает длительное бездействие органов государства по утверждению документации по планировке территории, тем самым возложение на административного истца обязанности по уплате земельного налога. Полагает, что суд должен был применить требования норм Конституции РФ и КАС РФ. Также в апелляционной жалобе содержится просьба о приостановлении насичления и требования об оплате земельного налога по налоговому уведомлению от 01.09.2020.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Шмелева В.В. - по ордеру адвоката Шмелеву С.Д, представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - Мамедова Т.Т, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу п. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее - Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Согласно Положению о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 689/35, к полномочиям Мособлархитектуры относится подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:153322, расположенный по адресу: "данные изъяты", сельское поселение Чулковское, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - магазины, аптеки, стоянки автотранспорта.
Истец обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству "данные изъяты" с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ).
Решением Комитета по архитектуре и градостроительству "данные изъяты" от "данные изъяты" отказано в предоставлении государственной услуги "Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в "данные изъяты"" на основании п. 13.2.2 Административного регламента предоставления названной услуги, с указанием на то, что "Согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания "данные изъяты", утвержденной постановлением "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты", рассматриваемый земельный участок полностью расположен в зоне планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры "данные изъяты" - линий рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково-Подольск-Домодедово-Раменское".
По мнению административного истца в отношении рассматриваемого земельного участка отсутствует какая-либо утвержденная "данные изъяты" документация по планировке территории, следовательно, оспариваемым решением об отказе в выдаче ГПЗУ созданы препятствия к осуществлению прав административного истца и реализации его законных интересов в использовании земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от "данные изъяты" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "данные изъяты" от 24.07.2014 "данные изъяты" "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований "данные изъяты" и органами государственной власти "данные изъяты"", основываясь на нормах ст.ст. 8.2, п.1 ст.26, ст. 41, 57.3 ГрК РФ, п. 13.2.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в "данные изъяты"", пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0000000:153322 размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории; в отношении рассматриваемого земельного участка отсутствует утвержденная "данные изъяты" документация по планировке территории.
При этом суд исходил из того, что согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания "данные изъяты", утвержденной постановлением "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты", рассматриваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково - Подольск - Домодедово - Раменское", отметив, что Заключение подготовлено ГБУ МО "Мособлгеотрест" на основании заявления Шмелева В.В. в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением "данные изъяты" от 14.09.2018 "данные изъяты".
Согласно указанному заключению проект планировки территории линейного объекта не разрабатывался, проекты планировки территории в разработке отсутствуют; при этом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:153322 необходимо установление красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейного объекта.
В соответствии с п. 13.2.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области", утвержденного Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 24.12.2018 N 30РВ-497, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие утвержденной документации по планировке территории в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Московской области размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 утверждена Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.
Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.
Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, предусмотрено размещение линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково - Подольск - Домодедово - Раменское" по территории Раменского городского округа Московской области.
Согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения линий рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково - Подольск - Домодедово - Раменское".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории (проектов планировки и проектов межевания территории) в соответствии с документами территориального планирования.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ).
Следовательно, точное расположение и конфигурация планируемого объекта и территория необходимая для его размещения определяются в процессе разработки документации по планировки территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) указанного объекта.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации но планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случаях, когда: необходимы установление, изменение или отмена красных линий (п. 2); планируются строительство, реконструкция линейного объекта (п. 5).
В соответствии с ч. 4 ст. 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 03.11.2011 N 1345/45 "О мерах по улучшению организации движения транспорта в Московской области" размещение объектов капитального строительства, их проектирование, строительство, реконструкция, а также выдача разрешений на строительство на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области, осуществляется на основании документации но планировке территорий, расположенных в указанных зонах, утвержденной Правительством Московской области.
Принимая во внимание, что земельный участок Шмелева В.В. полностью расположен в зоне планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры Московской области - линий рельсового скоростного пассажирского транспорта "Молоково - Подольск - Домодедово - Раменское", а также, учитывая отсутствие утвержденной документации по планировке территории (то есть когда не установлены красные линии, границы зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории), то следует прийти к выводу, что административным ответчиком правомерно было принято решение об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, что согласуется с ч.4 ст. 57.3 ГрКРФ, п. 13.2.2 вышеназванного Административного регламента.
Оспариваемое решение принято в пределах полномочий органа государственной власти, в установленные для данного решения форме, в соответствии с градостроительным законодательством и Административным регламентом.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Ссылки в апелляционной жалобу о необходимости приостановления начисления и требования об уплате земельного налога, судебная коллегия полагает несостоятельными; обстоятельств, свидетельствующих о существовании явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо невозможности или затруднительности их защиты без приостановления начисления и приостановления требования по административному иску, не приведено и документально не подтверждено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 09 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмелева В. В.ча - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.