Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Семеновой О.А.
судей
Бакуменко Т.Н, Полиновой Т.А.
при секретаре
Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 ноября 2021 года гражданское дело N 2-738/2021 по апелляционной жалобе Администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 09 февраля 2021 года по иску З, К, Н, Н, К. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании распоряжения в части незаконным, восстановлении на очереди, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Заслушав доклад судьи Семеновой О.А, объяснения представителя К. - К, возражавшего против доводов апелляционной жалобы и полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, З, К, Н, К, Н, об обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с сохранением прежней даты постановки на учет З, К, Н, К, Н, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления З, К, Н, К, Н..
В обоснование заявленных требований истцы указали, что состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации Калининского района Санкт-Петербурга с "дата". На основании распоряжения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ". В расчет жилищной обеспеченности истцов ответчик взял 2 квартиры по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Суммировав жилую площадь обоих квартир, ответчик рассчитал, что на каждого приходится по 9, 56 кв.м жилой площади. Истцы считают распоряжение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и необоснованным, нарушающим их право получить отдельную квартиру бесплатно по договору социального найма, в связи с чем обратились в суд с данным исковым заявлением.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 09 февраля 2021 года постановлено:
"Исковые требования З, К, Н, Н, К. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании распоряжения в части незаконным, восстановлении на очереди, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди - удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р в части снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, З, К, Н, К, Н..
Обязать Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга восстановить З, К, Н, К, Н. на учете нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, с даты первоначального принятия на учет ("дата").
В удовлетворении остальной части иска - отказать".
В апелляционной жалобе Администрация Калининского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Истцы З, К, Н, Н, К, представитель ответчика Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, третье лицо Н. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела, К. направил в суд своего представителя. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя К, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что З. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с решением Исполкома райсовета депутатов трудящихся от "дата" N... К, К, Н, Н. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с распоряжением Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Согласно справке о регистрации по форме N 9 в "адрес" общей площадью "... " кв.м, жилой - "... " кв.м на основании договора социального найма зарегистрированы шесть человек: К, Н, К, Н, Н, З..
Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общая площадь квартиры составляет "... " кв.м, жилая площадь квартиры составляет "... " кв.м.
На основании распоряжения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р З. и члены ее семьи сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справке формы 9 в отношении "адрес" в Санкт-Петербурге, общей площадью "... " кв.м, на основании договора социального найма жилого помещения зарегистрированы: К, К, Н, Н, З..
Согласно справке Формы 9 по состоянию на "дата" (дата издания распоряжения) в "адрес" в Санкт-Петербурге также был зарегистрирован Н..
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 3, 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", п.п. 12, 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещения в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N 712/6, установив фактические обстоятельства дела, исходил из того, что поскольку жилищная обеспеченность семьи истцов из шести человек составляет "... " кв.м, то есть "... " кв.м ("... "/6) на одного человека, что менее нормы предоставления жилых помещений, установленной Законом Санкт-Петербурга N 407-65, и составляющей "... " кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, то истцы не подлежали снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При этом, судом отказано в удовлетворении требований об обязании предоставить жилое помещение, поскольку суд не может подменять деятельность администрации, как органа исполнительной власти, осуществляющий функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основываются на фактических обстоятельствах дела при правильном применении норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляются нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв.м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина.
Анализ изложенных правовых норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что основанием для снятия истцов с учета нуждающихся, с учетом конкретных обстоятельств дела, могла быть расценена их обеспеченность общей площадью жилых помещений выше нормы предоставления, существующей в настоящее время.
Как следует из материалов дела, жилищная обеспеченность семьи истцов из шести человек составляет "... " кв.м, то есть "... " кв.м ("... "/6) на одного человека.
Следовательно, на каждого истца на дату принятия оспариваемого решения приходится общей площади жилых помещений менее 18 кв.м, то есть менее нормы предоставления, установленной для Санкт-Петербурга.
Таким образом, вывод суда о признании незаконным распоряжения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р в части снятия истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и об обязании восстановить истцов на таком учете с даты первоначального принятия на учет ("дата") является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что норма предоставления должна определяться на основании Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, основана на неверном толковании действующего законодательства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со статьей 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-0-П, не предполагается снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Пунктом 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, предусматривалось снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
При этом действительно, согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв.м на человека.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления жилой площади по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по той норме предоставления площади жилого помещения, которая установлена действующим законодательством (применительно к Санкт-Петербургу - норме предоставления, указанной в пункте 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65), а не по норме, установленной статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 - 9 кв.м жилой площади, как на этом настаивает Администрация Калининского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории Санкт-Петербурга до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку на дату принятия оспариваемого решения жилищная обеспеченность истцов составляла величину значительно меньшую установленной Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" нормы предоставления площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации Калининского района Санкт-Петербурга правовых оснований для снятия истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, оснований не согласиться с которой не усматривается, и не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы.
При таком положении, судебная коллегия считает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального и материального права, являющихся безусловным основанием для отмены или изменения решения, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.