Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А, Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 декабря 2021 года апелляционную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес" (ранее - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга) на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску Алексеева С. П. к Отделению Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и "адрес" (ранее - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга) об обязании произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н, выслушав объяснения истца Алексеева С.П, представителя ответчика - Фомина А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев С.П. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и "адрес" (до замены ответчика - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга), в котором просил:
- обязать ответчика выполнить перерасчет назначенной ему пенсии с учетом полного страхового стажа и произвести доплату за период с "дата" по настоящее время;
- обязать ответчика выполнить перерасчет назначенной ему пенсии с учетом изменения продолжительности страхового стажа при установлении страховой пенсии с 27 лет 7 месяцев 21 дня (согласно справке формы N... от "дата") на 31 год 0 месяцев 9 дней (согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от "дата") и произвести доплату за период с "дата" по настоящее время.
В обоснование заявленных требований истец указал, что УПФР в "адрес" Санкт-Петербурга нарушены требования пункта 2.1 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закон "О страховых пенсиях".
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования Алексеева С.П. удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга возложена обязанность осуществить перерасчет назначенной Алексееву С.П. страховой пенсии с учетом полного страхового стажа (полной оплаты страховых взносов) имевшегося у него по состоянию на день, с которого ему назначена страхования пенсия по старости ("дата"), со дня назначения указанной пенсии.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Алексееву С.П. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Отделение Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и "адрес" просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из представленных суду материалов пенсионного дела Алексеева С.П. следует, что ему назначена страховая пенсия по старости с "дата" на основании статьи 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом страховых взносов за период с "дата" по "дата", учитывая, что на дату назначения пенсии в сведениях персонифицированного учета содержалась информация о страховых взносах за данный период..
Согласно имеющейся в пенсионном деле выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Алексеева С.П, сформированной для назначения страховой пенсии (л.д. 59-68), учтены сведения о состоянии индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого определена поступившими страховыми взносами по "дата", за период с "дата" по "дата", то есть по дату назначения страховой пенсии по старости, страховые взносы не учтены, в сведениях указано - 0.
В соответствии с представленной истцом квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, Межрайонной ИФНС России N... по Санкт-Петербургу от ОАО "Санкт-Петербургский завод точных электромеханических приборов" "дата" принята налоговая декларация по страховым взносам за 6 месяцев 2018 года.
Таким образом, на момент назначения Алексееву С.В. страховой пенсии по старости сведения о страховых взносах, уплаченных в отношении Алексеева С.В. за период с "дата" по "дата", в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, отсутствовали.
Согласно представленному представителем УПФР скриншоту с электронной базы Пенсионного фонда России по администрированию страховых взносов, сведения о страховых взносах за 1 полугодие 2018 года (с "дата" по "дата") в отношении Алексеева С.В. поступили "дата".
В соответствии с представленной суду позиции УПФР в "адрес" Санкт-Петербурга, страховые взносы за период с "дата" по "дата" учтены Алексееву С.П. при перерасчете пенсии с "дата" в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Перерасчет пенсии произведен по формуле, предусмотренной частью 3 и частью 4 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", с применением максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3, 0, который предусмотрен для застрахованных лиц, у которых в соответствующему году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Принимая во внимание положения части 1 и части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи, согласно которым размер страховой пенсии по старости определяется величиной индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого, в свою очередь, определяется с учетом отчислений страховых взносов, суд исходил из того, что страховые взносы, уплаченные в отношении Алексеева С.В. за период с "дата" по "дата", то есть дату назначения ему страховой пенсии, подлежат учету в его индивидуальном пенсионном коэффициенте, что в свою очередь ведет к его увеличению и, следовательно, к увеличению размера назначенной ему пенсии.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу, что УПФР в "адрес" Санкт-Петербурга было обязано в порядке части 7 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" с "дата" произвести Алексееву С.П. перерасчет пенсии, включив в размер индивидуального пенсионного коэффициента данные о страховых взносах, уплаченных за период с "дата" по "дата", которые не были учтены при назначении ему пенсии.
Судом также указано на то, что перерасчет Алексееву С.П. пенсии с применением вышеназванной величины индивидуального пенсионного коэффициента (3, 0) в отношении страховых взносов за период с "дата" по "дата" является неверным в виду того, что в указанный период Алексеев С.П. не являлся пенсионером, следовательно, эти страховые взносы должны быть учтены как при расчете размера страховой пенсии в порядке статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ.
С учетом изложенного, суд признал подлежащими удовлетворению требования в части возложения на ответчика обязанности выполнить перерасчет назначенной страховой пенсии с учетом полного страхового стажа (полной оплаты страховых взносов) и произвести доплату за период с "дата" по настоящее время.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 3 части 2 названной статьи, в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении производится ее перерасчет. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 4 статьи 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3, 0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом N 243-ФЗ от "дата" "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом N 250-ФЗ от "дата" "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с "дата" администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, на основании данных, представляемых налоговыми органами относительно уплаченных страховых взносов, территориальный орган ПФР осуществляет перерасчет размера страховой пенсии с 1 августа.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
При этом, указанная норма применима к ситуациям, когда страхователь (работодатель) подает сведения, которые не были отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть, речь идет о сведениях, которые работодатель обязан был передать, но не передал.
Таким образом, учитывая, что при назначении истцу страховой пенсии "дата" сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении Алексеева С.П. за период с "дата" по "дата" отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с учетом страховых взносов за второй квартал 2018 года по правилам, установленным в части 7 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, ответчик правомерно произвел расчет и начисление пенсии без учета платежей за оспариваемый период времени, произведя последующий перерасчет пенсии в связи с продолжением трудовой деятельности после назначения пенсии истцу в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ с "дата" с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за период с "дата" по "дата", при этом максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренное пунктом 3 части 2 настоящей статьи, обоснованно учтено пенсионным органом в размере 3, 0 балла.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.
Следует отметить, что действие части 10 статьи 18 указанного Закона приостановлено: с "дата" до "дата" на основании Федерального закона от "дата" N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с "дата" до "дата" на основании Федерального закона от "дата" N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии", с "дата" до "дата" на основании Федерального закона от "дата" N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".
Из приведенных нормативных положений следует, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании данных, имеющихся в распоряжении пенсионного органа по состоянию на день, в который пенсионным органом выносится решение об установлении страховой пенсии. Впоследствии размер страховой пенсии ежегодно корректируется.
С "дата" стоимость одного пенсионного коэффициента установлена в размере 81 рубль 49 копеек.
Страховая пенсия на "дата" составила 12 255, 07 рублей, из расчета: 12 010, 60 рублей (размер страховой пенсии по старости на "дата") + (3/1/1 х 81, 49 стоимость пенсионного балла с "дата").
Перерасчет пенсии истцу произведен ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия учитывает, что положения пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ подлежат применению в случае увеличения ИПК за счет страховых взносов, которые на момент назначения пенсии были уплачены, но не учтены налоговым органом, сведения по которым не поступили в территориальный ПФР, в то время как часть 7 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ подлежит применению в случае подачи страхователем сведений, которые не были отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которые работодатель обязан был передать, но не передал, в том числе о льготном стаже, о страховых взносах, которые на момент назначения страховой пенсии не были оплачены.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, в удовлетворении иска об обязании произвести перерасчет пенсии должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года отменить.
В иске Алексееву С. П. к Отделению Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.12.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.