Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичевой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2021 года административное дело N2а-4820/2020 по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу к Ш.Ю.М. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу - Р.Е.Б, действующего на основании доверенности от 29 января 2021 года сроком по 31 декабря 2021 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга (далее - МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу) с административным иском, в котором просила взыскать с Ш.Ю.М. пени по транспортному налогу за 2014-2017 годы в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.3-4).
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу указала, что административному ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства - автомобиль НИССАН MURANO, государственный регистрационный знак N... автомобиль МАЗДА СХ-7, государственный регистрационный знак N.., являющиеся объектом налогообложения; административному ответчику был начислен транспортный налог за 2014-2017 годы, который был оплачен с нарушением срока, установленного в уведомлениях, в связи с чем на недоимку по транспортному налогу налоговым органом начислены пени и выставлено требование, которое не было исполнено, судебный приказ мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга о взыскании с административного ответчика пени на недоимку по транспортному налогу отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика (л.д.3-4).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года требования административного иска МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу удовлетворены, с Ш.Ю.М. в пользу МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу взысканы пени по транспортному налогу за 2014-2017 годы в размере "... " рублей "... " копеек; в доход бюджета Санкт-Петербурга - государственная пошлина в размере "... " рублей (л.д. 23-26).
В апелляционной жалобе Ш.Ю.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что на момент обращения к мировому судье судебного участка N... Санкт-Петербурга налоговым органом установленный законом шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании пени был пропущен (л.д. 73-74).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Ш.Ю.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением и СМС - сообщением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-теле-коммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик Ш.Ю.М. об отложении дела не просила и доказательств уважительной причины неявки не представила, её неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законом Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" установлен транспортный налог и определены налоговые ставки для расчета транспортного налога.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ш.Ю.М. в 2014 - 2017 году являлась владельцем автомобилей: НИССАН MURANO, государственный регистрационный знак N.., мощностью двигателя 249 л.с, в 2014 году- МАЗДА СХ-7, государственный регистрационный знак N... мощностью двигателя 238 л.с.
МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу направила Ш.Ю.М.:
-03 июня 2015 года налоговое уведомление N... от 28 апреля 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере "... " рублей не позднее 01 октября 2015 года (л.д. 6);
-10 августа 2016 года налоговое уведомление N... от 05 августа 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере "... " рублей не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 7);
-08 сентября 2017 налоговое уведомление N... от 08 сентября 2017 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере "... " рублей не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 8);
- 15 декабря 2017 года требование N... по состоянию на 15 декабря 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копеек в срок до 26 января 2018 года (л.д.11, 127);
-14 июля 2018 года налоговое уведомление N... от 14 июля 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере "... " рублей не позднее 03 декабря 2018 года и получено административным ответчиком 15 июля 2018 года (л.д.9, 11);
-15 января 2019 года требование N 18 по состоянию на 15 января 2019 года об уплате транспортного налога за 2016, 2017 годы в размере "... " рублей и пени в размере "... " рубля "... " копеек в срок до 26 февраля 2019 года (л.д.11, 130);
-12 июля 2019 года требование N... по состоянию на 12 июля 2019 года об уплате пени на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015 годы в сумме "... " рублей "... " копеек в срок до 30 октября 2019 года (л.д. 10, 11, 159-160).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога и пени в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговые уведомления и требования направлены МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу административному ответчику в установленные сроки.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 6 мая 2016 года, в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, в частности с 6 мая 2016 года статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с требованием N... по состоянию на 12 июля 2019 года Ш.Ю.М. обязана оплатить пени по транспортному налогу до 30 октября 2019 года (л.д.10).
Судебный приказ о взыскании с Ш.Ю.М. пени по транспортному налогу за 2014-2015 годы в размере "... " рублей "... " копеек вынесен мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга 02 марта 2020 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок (л.д.5).
Административный иск поступил в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа -11 июня 2020 года (л.д.3, 5).
Пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из расчета, МИ ФНС России N... по Санкт-Петербургу, просит взыскать пени на недоимку по транспортному налогу:
- за 2014 год в размере "... " рубля "... " копеек за период с 1 декабря 2015 года по 4 июля 2016 года, так как 5 июля 2016 года налог был уплачен (л.д.99, 159-160);
- за 2015 год в размере "... " рубль "... " копейки за период с 2 декабря 2016 года по 29 января 2018 года, так как транспортный налог был уплачен 30 января 2018 года (л.д.99, 160);
-за 2016 год в размере 854 рубля "... " копеек за период с 15 января 2019 года по 11 июля 2019 года (л.д.100, 160);
-за 2017 год в размере "... " рубля "... " копеек за период с 15 января 2019 года по 11 июля 2019 года (л.д.100, 160).
Из письменных объяснений МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу следует, что транспортный налог за 2016 и 2017 годы Ш.Ю.М. не оплачен, в судебном порядке не взыскан (л.д.160-161).
Определением мирового судьи судебного участка 184 Санкт-Петербурга от 6 мая 2019 года заявление МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу о вынесении судебного приказа о взыскании с Ш.Ю.М. недоимки по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы в размере "... " рублей и пени в размере "... " рубля "... " копеек, поступившее 6 мая 2019 года, было возвращено (л.д. 156, 157).
По сообщению мирового судьи судебного участка 184 Санкт-Петербурга указанное определение получено МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу 13 мая 2019 года (л.д.156).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Поскольку транспортный налог за 2016-2017 годы Ш.Ю.М. не оплачен и в судебном порядке не взыскан, то начисленные на него пени также не подлежат взысканию, в связи с чем, административный иск о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2016-2017 годы не подлежит удовлетворению.
Размер пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 01 декабря 2015 года по 04 июля 2016 года, исходя из действующей ставки рефинансирования, и частичной оплаты пени составляет "... " рубля "... " копеек, из которых:
-по ОКТМО N... за период с 1 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года "... " рублей "... " копейки ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 31 день просрочки);
-за период с 1 января 2016 года по 13 июня 2016 года - "... " рублей "... " копеек "... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 165 дней просрочки);
-за период с 14 июня 2016 года по 04 июля 2016 года - "... " рубля "... " копейки ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 21 день просрочки), а всего "... " рубля "... " копеек;
-по ОКТМО N... за период с 1 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года - "... " рубля "... " копеек ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 31 день просрочки);
-за период с 1 января 2016 года по 13 июня 2016 года - "... " рубль "... " копеек ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 165 дней просрочки);
-за период с 14 июня 2016 года по 04 июля 2016 года - "... " рублей "... " копеек ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 21 день просрочки), а всего "... " рублей "... " копеек (л.д.99).
Размер пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 29 января 2018 года, исходя из действующей ставки рефинансирования, составляет:
-за период с 02 декабря 2016 года по 26 марта 2017 года - "... " рублей "... " копеек ("... " х "... "(ставка рефинансирования):300 :100 х 115 дней просрочки);
-за период с 27 марта 2017 года по 01 мая 2017 года - "... " рублей "... " копеек ("... " х "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 36 дней просрочки);
-за период с 02 мая 2017 года по 18 июня 2017 года - "... " рублей "... " копеек ("... " "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 48 дней просрочки);
-за период с 19 июня 2017 года по 17 сентября 2017 года - "... " рублей "... " копейки ("... " "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 91 день просрочки);
-за период с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года "... " рубля "... " копейки ("... " "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 42 дня просрочки);
-за период с 30 октября 2017 года по 17 декабря 2017 года - "... " рубль "... " копеек ("... " "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 49 дней просрочки);
-за период с 18 декабря 2017 года по 29 января 2018 года - "... " рублей "... " копеек ("... " "... " (ставка рефинансирования):300 :100 х 43 дня просрочки), а всего "... " рубль "... " копейки (л.д.99).
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей ("... ") х 4 : 100, но не менее "... " рулей).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года изменить.
Взыскать с Ш.Ю.М. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 01 декабря 2015 года по 04 июля 2016 года в сумме "... " рубля "... " копеек; за 2015 год - за период с 02 декабря 2016 года по 29 января 2018 года в сумме "... " рубль "... " копейки, в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.