Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Есениной Т.В, Ильичевой Е.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июня 2021 года административное дело N2а-612/2021 по апелляционной жалобе Т.Г.И. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 года по административному исковому заявлению Т.Г.И. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.Г.И. обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Т.Г.И. просит обязать администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга принять решение о сохранении жилого помещения по адресу: "адрес" переустроенном и (или) перепланированном состоянии (л.д.3-6 том 1).
В обоснование заявленных требований Т.Г.И. указал, что 23 марта 2020 года обратился администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга за получением государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", в удовлетворении которого отказано уведомлением от 05 октября 2020 года N... По мнению административного истца, указанный отказ является незаконным, поскольку фасадные панели - оконные блоки квартиры являются самонесущими защитными ограждающими конструкциями одного помещения - "адрес", не входят в состав общего имущества дома, переустройство квартиры не влечет присоединение части общего имущества, и требование о повторном представлении протокола общего собрания собственников дома незаконно; нормы действующего законодательства не предусматривают определение условий и порядка, в том числе требований к составу проектной документации (составу проекта) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и указание на несоответствие проекта перепланировки названным административным ответчиком требованиям также противоречит законодательству Российской Федерации; в составе проекта имелись все необходимые согласования; протокол общего собрания собственников от 25 августа 2018 года имеется в администрации Колпинского района Санкт-Петербурга и подтверждает согласие собственников на использование земельного участка для установки крыльца, проведения благоустройства, при обустройстве отдельного входа/выхода из квартиры N N.., указанный протокол был принят администрацией района и был согласован проект перепланировки собственнику квартиры N N... этого дома.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 года в удовлетворении административного иска Т.Г.И. отказано (л.д.42-56 том 2).
В апелляционной жалобе Т.Г.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, надлежащая оценка доводам административного искового заявления не дана; мероприятия по перепланировке квартиры не являются реконструкцией объекта капитального строительства, изменения размера общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не влекут; документов, подтверждающих возражения собственников помещений против использования административным истцом земельного участка для доступа в квартиру, не представлено (л.д.59-61 том 2).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны и заинтересованные лица, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец Т.Г.И. - заказным письмом с уведомлением и по электронной почте, представитель административного ответчика администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, представители заинтересованных лиц Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга и Межведомственной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - по электронной почте.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Стороны и заинтересованные лица об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, административный истец Т.Г.И. просит дело рассматривать в его отсутствие, неявка сторон и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N... от 19 февраля 2015 года и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25 марта 2020 года Т.Г.И. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес" (л.д.104, 105-107).
23 марта 2020 года Т.Г.И. обратился через Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении государственной (муниципальной) услуги о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в Санкт-Петербурге", предоставив: копию паспорта представителя; копию доверенности представителя; копию свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества; оригинал проекта перепланировки квартиры под офис СРО-П-031-28092009; оригинал проекта изменения фасада здания в части устройства; оригинал проекта перепланировки квартиры под офис от 2020 года; копию согласования проекта изменения фасада здания "Ленэнерго" NКСР33-24/905 от 25 июня 2019 года; копии писем общества с ограниченной ответственностью " "... " N... от 27 августа 2019 года N.., N.., N... ; копии писем Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга 3 октября 2019 года N... и от 26 января 2018 года N... ; копию письма Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" от 31 января 2020 года N... (л.д. 99, 100-101, том 1).
Уведомлением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 5 октября 2020 года N... Т.Г.И. отказано в согласовании перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме с устройством отдельного входа для дальнейшего перевода в нежилое помещение по тем основаниям, что заявителем не представлены документы, предусмотренные частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.6 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 22 января 2018 года N 39-р, а именно: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение к помещению части общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации; проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме не соответствует требованиям законодательства, а именно: в составе сведений об исходной и разрешительной документации, имеющихся в проекте перепланировки, отсутствует техническое заключение о состоянии строительных конструкций, в том числе схемы расположения элементов перекрытия (над и под переустраиваемым и (или) перепланируемым помещением в многоквартирном доме) и инженерных сетей, оформленное специализированной организацией; отсутствует акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов (имеющийся в составе акт от 16 июня 2016 года N 211 не соответствует требованиям пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410); отсутствуют поэтажные планы
(части планов) переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме (исходная техническая документация без учета самовольной перепланировки), а также план нижерасположенного помещения; проект перепланировки не соответствует требованиям пункта 14 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87: на обмерном плане (лист 6-АС) отсутствуют обозначения стен с указанием их назначения в конструктивной схеме здания (несущие/не несущие), их материала и толщины; отсутствует указание габаритов проемов в несущих стенах (листы 6, 7-АС); на листе 2-КР не представлен детальный узел сопряжения устраиваемого крыльца со стеной по оси Б; представленная на согласование проектная документация на соответствует требованиям СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001; в составе проектной документации отсутствуют: согласие собственников земельного участка на размещение на нем лестницы оборудуемого входа, а также проведение работ по благоустройству в соответствии с предоставленной документацией; соответствие проектной документации на перепланировку требованиям действующих санитарных норм и правил и требованиям пожарной безопасности.
В пункте 2.5 уведомления об отказе в согласовании перепланировки квартиры указано, что в соответствии с пунктом 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N.., расширять и пробивать проемы в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий не допускается (л.д. 8, том 1).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с непредставлением административным истцом протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение к помещению части общего имущества в многоквартирном доме, а также в связи с несоответствием проектной документации предъявляемым к ней требованиям, оснований полагать, что решение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес" является незаконным, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет, в том числе, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя (пункт 1); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (пункт 3).
Порядок предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и(или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в Санкт-Петербурга регламентируется нормами Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и(или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.01.2018 N 39-р (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги: заявление о переустройстве и(или) перепланировке помещения в многоквартирном доме по форме согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и(или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и(или) перепланировки переустраиваемого и(или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, соответствующий требованиям законодательства, в том числе требованиям, указанным в пункте 2.6.2 настоящего Административного регламента, а если переустройство и(или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и(или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и(или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и(или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия в порядке, устанавливаемом судом.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. "в" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Из приведенных выше норм следует, что реконструкция, переустройство и перепланировка помещения, и связанный с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома режим пользования этим имуществом, возможны только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и, рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений.
Пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч.3 ст. 36 ЖК РФ).
Проектом перепланировки квартиры, расположенной по адресу: "адрес", предусмотрено устройство нового дверного проема и оборудование монолитного железобетонного крыльца.
При таких обстоятельствах, реализация проекта переустройства и перепланировки указанного жилого помещения повлечет изменение внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома и использование земельного участка под устройство крыльца, в силу чего на основании положений статей 36, 40, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Между тем документ, подтверждающий выражение согласия всеми собственниками помещений многоквартирного дома на занятие административным истцом в личных целях части общего имущества и изменение назначения его использования, административным истцом не представлен.
Представление протокола собрания собственников многоквартирного дома иным собственником и по иной квартире не освобождает административного истца от представления необходимых документов при получении согласования по перепланировке и переустройству квартиры, находящейся в его собственности.
Кроме того, согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).
Из содержания данной нормы названного Кодекса следует, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р, и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 июня 2010 года N2079, или требований специальных технических условий.
При этом часть 3 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
В силу пункта 11.4.6 "СП 63.13330.2012. Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/8) конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации (перегрузка конструкций, несоблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, повышение агрессивности среды и т.п.).
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее- Правила).
Пунктом 1.7. Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1 Правил).
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3 Правил).
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Раздел IV Правил регулирует вопросы технического обслуживания и ремонта таких строительных конструкций, как балконы, козырьки, лоджии и эркеры (пункт 4.2.4), и включает пункт 4.2.4.9, согласно абзацу шестому которого не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
Установленные требования к состоянию строительных конструкций в процессе эксплуатации здания не могут расцениваться как неправомерные ограничения имущественных прав заявителя, поскольку направлены на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, не являются произвольными и основаны на законе.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2013 года NАКПИ13-873 пункт 4.2.4.9 указанных Правил признан не противоречащим действующему законодательству и указано, что Правила N 170 согласно содержанию их раздела I определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Указанная правовая позиция изложена также в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2021 года N18-КАД20-28-К4, в кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 года N... а-1469/2019.
Из материалов дела следует, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором находится жилое помещение административного истца, представляет собой крупнопанельное 9-ти этажное жилое строение, 1986 года постройки (л.д.143, 147, 186 том 1).
Проектом изменения фасада здания в части устройства отдельного входа на месте существующего оконного проема, в квартире, расположенной по адресу: "адрес", составленного в 2016 году ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", предусмотрено выполнение дверного проема в створе существующего оконного проема и увеличение высоты оконных проемов; устройство дверного проема предусмотрено в поперечной стене по оси Б в створе существующего оконного проема габаритами 1810х2270мм; стена по оси Б является несущей; для подъема в помещение проектируемого офиса оборудуется монолитное железобетонное крыльцо (л.д. 123-193, том 1).
Следовательно, выводы суда первой инстанции о правомерности отказа административного ответчика в перепланировке жилого помещения в связи с несоответствием проектной документации пункту 4.2.4.9 Постановления Госстроя Российской Федерации N 170 от 29 сентября 2003 года являются правильными.
Иные основания отказа в согласовании проекта перепланировки жилого помещения, изложенные в оспариваемом уведомлении, подтверждаются представленными административным истцом документами.
Порядок сохранения помещения в перепланированном состоянии регулируется частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Г.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.