Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Есениной Т.В, Карсаковой Н.Г.
при секретаре
Витвицкой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 сентября 2021 года административное дело N2а-693/2021 по апелляционной жалобе Семеновой А. С. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Семеновой А. С. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Семеновой А.С. - Воробьевой В.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семенова А.С. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения от 3 июля 2020 года N N... об отказе в принятии Семеновой А.С. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с возложением на административного ответчика обязанности принять административного истца и членов ее семьи на учет.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не учтены выводы вступившего в законную силу судебного акта, имеющие для административного ответчика преюдициальное значение, которым был установлен факт проживания Семеновой А.С. на территории Санкт-Петербурга в течение 10-ти лет.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец ставят вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Семенова А.С, представитель административного ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенова А.С. зарегистрирована в коммунальной квартире в комнате размером 15, 30 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 45 кв.м, с 12 апреля 2012 года (л.д.30).
Совместно с Семеновой А.С. в указанной комнате зарегистрированы:
-с 12 апреля 2012 года сын "... ", "дата" года рождения;
-с 9 ноября 2015 года дочь "... ", "дата" года рождения, -с 28 ноября 2019 года муж "... "
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2019 года по административному делу N N... по административному иску Семеновой А.С. к администрации Невского района о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет, обязании поставить на учет, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2019 года, Семеновой А.С. отказано в удовлетворении административного иска. При этом решением суда установлено, что ссылка административного истца на доказанность обстоятельств проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет подтверждена представленными при рассмотрении спора доказательствами.
16 июня 2020 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о принятии ее, дочери и сына на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
К заявлению административным истцом приложены: паспорт гражданина Российской Федерации (заявитель); паспорт гражданина Российской Федерации (супруг); свидетельства о рождении детей; свидетельство о заключении брака; свидетельство об установлении отцовства; свидетельство о смерти; свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N8) Ксения; свидетельство о смерти; свидетельство о регистрации по месту жительства (форма N8) Роман; свидетельство о регистрации права собственности, договор дарения, решение суда.
Решением административного ответчика от 3 июля 2020 года, оформленным уведомление N N... административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги "Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с не подтверждением проживания административного истца на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" пришел к выводу, что поскольку доказательств, позволяющих установить факт постоянного проживания и регистрации истца на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет не представлено, то в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано правомерно.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в противоречие с обстоятельствами дела, представленными доказательствами, что привело к неправильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге такой порядок установлен Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу части 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что необходимым условием для принятия на учет гражданина является проживание его на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет.
Согласно пункту 2.6.1.1 распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги" при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) надлежит предоставлять документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, либо судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, решением Невского районного суда от 17 апреля 2018 года по гражданскому делу N N... по исковому заявлению Семеновой А.С. к администрации Невского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания на территории Санкт-Петербурга, признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании принять на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 года, установлено, что в период с 5 августа 2003 года по состоянию на день принятия решения у Семеновой А.С. имелось не менее 10 лет проживания на территории Санкт-Петербурга (л.д. 66-84 том 1).
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
Из указанных судебных актов следует, что в период с 5 августа 2003 года по состоянию на день принятия решения у Семеновой А.С. имелось не менее 10 лет проживания на территории Санкт-Петербурга.
Решение суда Семенова А.С. представила с заявлением от 16 июня 2020 года о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем установленное указанными судебными актами обстоятельство проживания административного на территории Санкт-Петербурга более 10 лет не принято во внимание административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения.
Вывод суда первой инстанции о том, что в удовлетворении исковых требований Семеновой А.С. судебными инстанциями было отказано и резолютивные части судебных актов не содержали в себе обязательных для исполнения администрацией Невского района Санкт-Петербурга указаний, не устанавливали юридического факта, в связи с чем, не подлежали учету административным ответчиком при рассмотрении заявления Семеновой А.С. о принятии ее и членов ее семьи на жилищный учет, не может быть признан правомерным, поскольку основан на неверном толковании вышеприведенных норм процессуального права.
Как следует из решений Невского районного суда от 17 апреля 2018 года по гражданскому делу N N... (л.д. 8) от 17 апреля 2019 года по административному делу N N... /19 (л.д. 66), ими установлены обстоятельства проживания административного истца на территории Санкт-Петербурга более 10 лет в смысле необходимом для решения вопроса о принятии на учет. Указанное обстоятельство подлежало учету административным ответчиком, однако неправомерно не было принято во внимание.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям.
В рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Семеновой А.С. о принятии на учет, поскольку как следует из материалов дела, иные основания, которые могут являться основанием для отказа в принятии на учет, сторона административного ответчика не проверяла.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года - отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 3 июля 2020 года N N... об отказе в принятии Семеновой А.С. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга повторно рассмотреть заявление Семеновой А. С, поступившее 17 июня 2020 года о принятии ее и членов ее семьи - дочь "... ", "дата" года рождения, сын - "... ", "дата" года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом выводов настоящего апелляционного определения в течение 1 месяца с момента вынесения настоящего апелляционного определения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.