Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Есениной Т.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 октября 2021 года административное дело N2а-2494/2021 по апелляционной жалобе Х.Д.А. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Х.Д.А. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Х.Д.А.- С.А.В, действующего на основании доверенности от 04 марта 2021 года сроком на два года, представителя административного ответчика Призывной комиссии МО "Балканский" Е.А.В, действующего на основании доверенности от 19 января 2021 года сроком по 31 декабря 2021 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х.Д.А. обратился в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 01 декабря 2020 года о признании административного истца годным к военной службе и призыве на военную службу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Х.Д.А. просит обязать призывную комиссию внутригородского муниципального образования "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга направить его на повторное медицинское освидетельствование (л.д. 3).
В обоснование заявленных требований Х.Д.А. указал, что 01 декабря 2020 года решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга был признан годным к прохождению военной службы. По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, так как в нарушение пункта 4 раздела 1 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, в соответствии с которым военный комиссариат до 15 марта (15 сентября) запрашивает на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников, медицинские документы не были запрошены (л.д. 3).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга 05 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска Х.Д.А. отказано (л.д. 24-34).
В апелляционной жалобе Х.Д.А. просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные административные исковые требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права; неверно дана оценка представленным доказательствам; не были проведены обязательные диагностические исследования (л.д. 36-39).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец Х.Д.А, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой, по электронной почте и заказным письмом с уведомлением.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец Х.Д.А. об отложении дела не просил, документы об уважительной причине неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исследовав личное дело призывника Х.Д.А, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Х.Д.А, "дата" года рождения, состоит на учете Военном комиссариате Фрунзенского района с 25 февраля 2011 года (л.д. 42 личного дела призывника).
В период осеннего призыва 2020 года Х.Д.А. прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии внутригородского муниципального образования "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
По результатам медицинского освидетельствования заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, внутригородского муниципального образования муниципального округа "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 01 декабря 2020 года, на основании пункта "г" статьи 17 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123) Х.Д.А. присвоена категория годности к военной службе "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 3 личного дела призывника), и решением призывной комиссии от 01 декабря 2020 года он призван на военную службу.
Решением призывной комиссии Санкт-Петербурга от 30 декабря 2020 года отменено решение призывной комиссии муниципального образования "Балканский" Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 01 декабря 2020 года как нереализованное (л.д. 3 личного дела призывника).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы административного истца о том, что у него имеются заболевания, которые не были оценены призывной комиссией, не нашли своего подтверждения, врачом было установлено наличие заболеваний, которые относятся к категории "Б-4", доказательств наличия заболевания, влекущего освобождение от призыва на военную службу, а также отсутствие необходимых медицинских документов, административным истцом не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны РФ N240 и приказом Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Согласно пункту 4 указанной Инструкции ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует: из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов) - списки лиц, состоящих на учете; из других медицинских учреждений - списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников; из учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы населения - сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами; из школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей - медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья; из органов внутренних дел - сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и лекарственных препаратов в немедицинских целях.
Как верно установилсуд первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, в рамках осеннего призыва 2020 года Х.Д.А. проходил медицинское освидетельствование. Материалы личного дела призывника содержат сведения о прохождении заявителем всех предусмотренных пунктами 7 и 8 указанной выше Инструкции обследований в октябре, ноябре 2020 года и их результатах (л.д. 3, 41 личного дела призывника).
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При прохождении медицинского освидетельствования перед принятием обжалуемого решения призывной комиссией Х.Д.А. не указывал на наличие у него конкретного заболевания с такой степенью нарушения функции, которые бы препятствовали прохождению военной службы, и не представлял подтверждающие медицинские документы. Также при прохождении административным истцом медицинского освидетельствования не были установлены заболевания, препятствующие прохождению военной службы. Соответствующие медицинские документы не были представлены Х.Д.А. в призывную комиссию и в суд.
Х.Д.А. не представлено доказательств того, что информация из организаций, предусмотренных абзацем 3 пункта 4 Инструкции не поступала, а также о том, что административным истец состоит на диспансерном учете и (или) переболел в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, имеет непереносимость (повышенную чувствительность) медикаментозных средств и других веществ, и других, влияющих на правомерность призыва на военную службу, могли бы выявить у него заболевание, дающее ему право на освобождение от призыва на военную службу, не ходатайствовал о дополнительном исследовании состояния его здоровья путем назначения судебной экспертизы с целью подтверждения наличия на момент принятия оспариваемого решения заболевания, препятствующего призыву на военную службу.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, районные поликлиники и стационары дают им списки о лицах, состоящих у них под диспансерным наблюдением.
Представитель административного истца в суде апелляционной инстанции подтвердил, что Х.Д.А. на таком учете не состоял.
Врачебной комиссией были учтены выявленные при медицинском освидетельствовании данные о состоянии здоровья Х.Д.А, которые не вызывали сомнений при определении категории годности административного истца к военной службе.
Согласно пункту 35 раздела V Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", и пункту 1 приложения N 31 к настоящей Инструкции граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, за исключением граждан, являющихся инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе медицинские документы о состоянии здоровья.
Взаимосвязанное толкование вышеприведенных положений Инструкций и Положений позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что с целью всестороннего и полного исследования состояния здоровья и физического развития призывника обязанность истребовать медицинские документы в отношении призывника у военного комиссариата возникает в том случае, если сам призывник не исполнил свою обязанность представить призывной комиссии медицинские документы о состоянии своего здоровья, и такие документы отсутствуют в личном деле призывника.
Как следует из личного дела призывника и заключения врачей специалистов, в период прохождения медицинского освидетельствования в осенний призыв 2020 года в личном деле призывника административный истец не высказывал жалобы и не сообщал сведения о наличии у него каких-либо заболеваний, и в деле было достаточно медицинских документов, позволяющих установить ему категорию годности к военной службе.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным решения о призыве административного истца на военную службу необходимо кроме нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца несоответствие решения нормативному правовому акту.
Такие обстоятельства по делу отсутствуют.
Кроме того, решение призывной комиссии не было реализовано в связи с его оспариванием административным истцом в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Д.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.