Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего:
Ильичевой Е.В.
Судей:
Есениной Т.В, Поповой Е.И.
при секретаре:
Витвицкой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 сентября 2021 года апелляционную жалобу Аверкиной Ю. Н. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года по административному делу N 2а-3015/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску к Аверкиной Ю. Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее также - ИФНС) обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Аверкиной Ю.Н, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014-2017 год в размере "... " рублей и пени в размере "... ".
В обоснование требований налоговым органом указано, что административному ответчику в указанный налоговый период был начислен налог на имущество физических лиц, который в добровольном порядке до настоящего времени им не уплачен, судебный приказ был отменен по заявлению ответчика, в связи с чем, истец вынужден был обратиться с настоящим административным иском в суд.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года заявленные требования административного истца удовлетворены частично.
С Аверкиной Ю.Н, проживающей по адресу: "адрес", в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску взыскана сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 год в размере "... " руб, пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 г.г. в размере "... ", а всего: "... " "... ".
В остальной части требований отказано.
С Аверкиной Ю.Н. взыскана государственная пошлина в размере "... ".
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца, административный ответчик Аверкина Ю.Н. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ИФНС ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в заявленный налоговый период административному ответчику принадлежало на праве собственности недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, однако в установленный законом срок обязанности по уплате налога административным ответчиком исполнены не были. В связи этим требования о взыскании недоимки по налогу и пени были удовлетворены.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Аверкина Ю.Н. в 2014-2017 годах являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N... (л.д. 119).
Принадлежность имущества административный ответчик не оспаривал.
Так, материалами дела установлено, что налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены следующие уведомления:
N N... с расчетом налога за 2017 год в размере "... " руб. (л.д.20), срок исполнения до 3 декабря 2018 года, отправлено ответчику 21 июля 2018 года, что подтверждается списком заказных писем N N... от 21 июля 2018 года (л.д.21);
N N... с расчетом налога за 2016 год в размере "... " руб. (л.д. 22), срок исполнения до 1 декабря 2017 года, отправлено ответчику 11 июля 2017 года, что подтверждается списком заказных писем N N... от 11 июля 2017 года;
N N... с расчетом налога за 2015 год в размере "... " руб. (л.д.24), срок исполнения до 1 декабря 2016 года.
N N... с расчетом налога за 2014 года в размере "... " рубль (л.д. 31), срок исполнения до 1 октября 2015 года.
В связи с неуплатой налога налоговым органом в адрес административного ответчика направлены следующие требования:
N N... по состоянию на 2 марта 2017 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) с расчетом налога за 2015 год, что подтверждается списком заказных писем N N... от 28 марта 2017 года (л.д. 12-13), где ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 11 апреля 2017 года;
N N... по состоянию на 13 февраля 2018 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) с расчетом налога за 2016 год, что подтверждается списком заказных писем N N... от 20 февраля 2018 года (л.д. 14-15), где ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 26 марта 2018 года;
N N... по состоянию на 28 января 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) с расчетом налога за 2017 год, что подтверждается списком заказных писем N N... от 16 февраля 2019 года (л.д. 16-17), где ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 11 марта 2019 года;
N N... по состоянию на 27 ноября 2015 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) с расчетом налога за 2014 год, где ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 1 февраля 2016 года.
Согласно представленному расчету, пени на недоимку по налогу за 2014 года Инспекция не просит взыскать с административного ответчика.
Пени на недоимку за 2015 год за период со 2 декабря 2016 года по 1 марта 2017 года составляет "... ".
Пени на недоимку за 2016 год за период со 2 декабря 2017 года по 12 февраля 2018 года составляет "... ".
Пени на недоимку за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 27 января 2019 года составляет "... ".
В связи с поступлением возражений от административного ответчика определением мирового судьи судебного участка N 167 Санкт-Петербурга от 22 мая 2020 года, ранее выданный судебный приказ от 23 марта 2020 года по делу N N... отменен.
Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 400-401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Указанные органы направляли сведения в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации". (Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2007 года N10369).
В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из представленных в материалы дела налоговых уведомлений и требований об уплате налога судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени судом проверен, признается судебной коллегией арифметически верным.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Из материалов настоящего дела следует, что рассматриваемый административный иск поступил в Приморский районный суд Санкт-Петербурга 8 октября 2020 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (22 мая 2020 года).
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения досудебного порядка в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год, в связи с чем, требование о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2014 год подлежит отклонению, исходя из следующего.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 15 февраля 2012 года N ММВ-7-10/88@ утвержден Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 75Т Перечня срок хранения в Инспекции документов регистрации и учета почтовых отправлений составляет 2 года.
При таком положении, судебная коллегия полагает, что подлежат учету доводы апелляционной жалобы Инспекции, что она не может представить в полном объеме доказательства направления административному истцу уведомления N N... и требования N N.., поскольку истек срок хранения указанных документов.
Вместе с тем, Инспекция представила максимально сохранившиеся доказательства соблюдения досудебной стадии соблюдения спора в виде направления уведомления N N... и требования N N.., в связи с чем указанная задолженность по недоимке подлежит взысканию с административного ответчика, а решение суда в указанной части подлежит изменению.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года отменить в части отказа во взыскании недоимки по налогу за 2014 год, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Взыскать с Аверкиной Ю. Н. в пользу Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Смоленску недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в сумме "... ", пени в размере "... ".
В части взыскания госпошлины решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции посредством подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.