Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Поповой Е.И.
при секретаре К.
с участием прокурора Амелькович Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2021 года административное дело N2а-10242/2021 по апелляционной жалобе избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2021 года по административному исковому заявлению С.Н.Н. к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе кандидату в регистрации в качестве депутата муниципального образования, обязании зарегистрировать кандидатом.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца С.Н.Н.- адвоката М.К.А, действующей на основании ордера N... от 17 августа 2021 года, заключение прокурора Амелькович Е.С, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
С.Н.Н. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
- отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское от 17 июля 2021 года N5 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2;
-обязать избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N...
В обоснование заявленных требований С.Н.Н. указал, что решением избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт - Петербурга муниципальный округ Ланское от 17 июля 2021 года N 5 отказано в регистрации его кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2. По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, так как не имеет ссылки на конкретные положения Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", послуживших основанием для отказа в регистрации административному истцу, имеется только общая ссылка на положения статьи 29. Исходя из документов, представленных им, наличие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных указанными в оспариваемом решении пунктом "в" части 4 статьи 29 и подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга или статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для отказа в регистрации, не усматривается. Согласно предоставленной выписке N 194 из протокола заседания Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении административного истца кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, административный истец действительно выдвинут кандидатом от имени Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", однако решение о его выдвижении принято Бюро Партии "ЯБЛОКО".
Также им в ИКМО Ланское представлено решение Бюро Партии "ЯБЛОКО" от 04 декабря 2020 года N 2511, согласно пункту 7 которого полномочия Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и Бюро Регионального Совета Санкт - Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" переходят к Бюро Партии "Яблоко". Согласно Уставу Партии "ЯБЛОКО" именно Бюро Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" наделено полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления. Таким образом, хотя решение о выдвижении принято Бюро Партии "ЯБЛОКО", выдвинувшим кандидата, подразделением является именно Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрированное в качестве юридического лица, регистрация которого не приостановлена. Считает, что им представлены документы, предусмотренные статьями 22-24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", а также положениями Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (л.д. 4-7 том 1).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2019 года административное исковое заявление С.Н.Н. удовлетворено, признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское N 5 от 17 июля 2021 года об отказе в регистрации С.Н.Н. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2; на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское возложена обязанность зарегистрировать С.Н.Н. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, не позднее дня следующего за днем вступления решения суда в законную силу (л.д.200-217 том 1).
В апелляционной жалобе избирательная комиссия внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское просит решение отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы избирательная комиссия внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское указала, что судом первой инстанции не учтено, что Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (федеральный орган) выдвинуло С.Н.Н. не от Санкт-Петербургского регионального отделения, полномочия которого исполняло, а от самого федерального органа, что подтверждается выпиской из протокола N 194 Заседания Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" или аналогичным решением Бюро партии N... от 02 июля 2021 года Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО"; С.Н.Н. не давал согласие федеральному органу Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на выдвижение, а дал иному избирательному объединению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"; кандидатом в депутаты С.Н.Н. не представлено решение съезда "Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО", оформленное соответствующим протоколом; кандидат в депутаты не исполнил требование подпункта "в" пункта 4 стати 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", так как среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствует решение о выдвижении кандидата Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", которому кандидат давал согласие баллотироваться (л.д. 7-9 том 2).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец С.Н.Н, представитель административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское, представители заинтересованных лиц Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО", о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец С.Н.Н. - телефонограммой, представитель административного ответчика и представители заинтересованных лиц - по электронной почте.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Представитель административного ответчика просит рассматривать дело в их отсутствие, заинтересованные лица об отложении дела не просили, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца М.К.А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленным федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское N 2 от 20 июня 2021 года назначены выборы Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 на 19 сентября 2021 года (л.д. 98-99 том 1).
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 131 от 18 июня 2018 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 102-103 том 1).
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское N 79 от 30 марта 2021 года утвержден состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 131-132 том 1).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское от 18 марта 2021 года N96 председателем комиссии избран Н.М.С. (л.д. 135 том 1).
07 июля 2021 года административный истец подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 2.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться С.Н.Н. были представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения об образовании, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации "ЯБЛОКО" (л.д. 146-160 том 1).
В порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", избирательная комиссия внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское выдала подтверждение о получении представленных С.Н.Н. документов и разрешение на открытие специального избирательного счета (л.д. 142-145 том 1).
13 июля 2021 года избирательная комиссия внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" известила административного истца о выявлении неполноты сведений/отсутствии документов, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а именно административным истцом не представлен обязательный документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", подтверждающий сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Также административный истец извещен о том, что выявленные недостатки необходимо устранить не позднее 16 июля 2021 года (л.д. 41 том 1).
Указанное извещение получено С.Н.Н. 13 июля 2021 года (л.д. 41 том 1).
Административным истцом 15 июля 2021 года в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское представлены уточнения документов, представленных административным истцом при уведомлении избирательной комиссии внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское о выдвижении кандидатом в депутаты:
- решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 2 июля 2021 года N... ;
- решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 декабря 2020 года N... ;
- решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 2 июля 2021 года N... (л.д. 182-183, 186-193 том 1).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское от 17 июля 2021 года N 5 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 по основаниям, изложенным в статье 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга": порядок выдвижения кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ N 2 С.Н.Н. и представленные им необходимые для регистрации кандидата документы не в полной мере соответствуют требованиям статей 22-29 Закона Санкт-Петербурга (л.д. 139-141 том 1).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не доказан факт непредставления С.Н.Н. документа, необходимого для регистрации кандидата в депутаты, предусмотренного подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга"; иных оснований для отказа в регистрации С.Н.Н. в качестве кандидата в депутаты административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы, в том числе:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных Методических рекомендаций, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Согласно пункту 4.12.4 Методических рекомендаций, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования приведен в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Среди обязательных к представлению документов назван документ - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга").
Из материалов административного дела следует, что решением избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское от 17 июля 2021 года N 5 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 по основанию, изложенному в статье 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга": С.Н.Н. не представлен обязательный документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, подтверждающий сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться в качестве депутата в кандидаты. Помимо всего прочего, С.Н.Н. дал свое согласие баллотироваться структурному подразделению политической партии, полномочия которого приостановлены (л.д. 139-141 том 1).
Оценивая соблюдение порядка выдвижения кандидатов избирательными объединениями, суд руководствовался нормами статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 14.5 данной статьи установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящей статьи, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дано понятие избирательного объединения - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Согласно материалам административного дела С.Н.Н. к заявлению об уведомлении о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации приложена нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 08 января 2003 года) (л.д. 161-163 том 1).
Также в материалы дела представлена надлежащим образом заверенная копия Устава Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее - Устав), с изменениями, внесенными 3-4 апреля 2021 года ХХI Съездом Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" (л.д. 80-96 том 1).
Пунктом 13.2. Устава предусмотрено, что в состав Партии в качестве территориальных структурных подразделений входят региональные, местные и первичные отделения.
В соответствии с пунктом 13.3.3. Устава региональное отделение создается по решению Бюро Партии.
Согласно пункту 13.4.1. местное отделение состоит из первичных отделений, действующих на территории соответствующего муниципального образования (соответствующих муниципальных образований). При отсутствии первичных отделений местного отделение может быть создано, если в нем зарегистрировано не менее девяти членов Партии.
Пунктом 13.5. Устава установлено, что первичные отделения могут создаваться в пределах территории одного или нескольких избирательных участков, улиц, микрорайонов и иных подобных территорий.
Пунктом 13.6. Устава предусмотрено, что Бюро Партии или Бюро Регионального Совета по согласованию с Бюро Партии могут определять иные пределы территориальной деятельности местных и первичных отделений в границах территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 13.8 Устава, предусмотрено, что руководящими органами Партии и ее структурных подразделений являются, в том числе:
- коллегиальный постоянно действующий руководящий орган Партии - Бюро Партии;
- коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального и местного отделения соответственно - Бюро Регионального Совета и Бюро Совета местного отделения. В случае объединения полномочий в соответствии с пунктом 13.8.1 настоящего Устава коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального и местного отделения соответственно - Региональный совет и Совет местного отделения.
На основании пункта 14.1.2. Устава решение коллегиальных руководящих органов: Федерального Политического комитета, Бюро Партии и Исполкома; Контрольно-ревизионной комиссии Партии и Партийного арбитража, а также руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений; руководящих органов структурных подразделений принимаются в форме решений.
В соответствии с пунктом 16.8. Устава Бюро Партии является коллегиальным постоянно действующим руководящим органом Партии.
В соответствии с пунктами 16.8.5.13.3, 16.8.5.13.5. Устава Бюро Партии с согласия кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, выдвигает его в любом одномандатном избирательном округе. Выдвигает список кандидатов, кандидатов (список кандидатов) по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представленных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления при отсутствии в субъекте Российской Федерации, в котором проводятся выборы, регионального или местного отделения Партии, либо если местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов или деятельность руководящих органов местного отделения приостановлена.
Согласно пункту 18.5.7.21. Устава Бюро Регионального Совета выдвигает кандидатов на повторных и дополнительных выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий о предварительном согласовании в соответствии с пунктом 18.2.12. настоящего Устава, в представительные органы муниципальных образований.
Пунктом 16.8.5.33. Устава предусмотрено, что Бюро Партии принимает к своему рассмотрению другие вопросы деятельности Партии, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции Съезда и компетенции Федерального Политического комитета.
В силу пунктов 13.9 и 13.9.1 Устава при принятии руководящим органом структурного подразделения Партии решений, наносящих политический ущерб Партии, или в случае совершения Председателем структурного подразделения действий, наносящих ущерб, а также при избрании руководящего органа с нарушением настоящего Устава, деятельность этого руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии может быть приостановлена решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа вышестоящего структурного подразделения или Партии до избрания нового руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии.
На время приостановления деятельности руководящего органа или Председателя соответствующего структурного подразделения, а равно в случае истечения срока их полномочий или их досрочного прекращения полномочия руководящего органа, в том числе полномочия, связанные с участием в выборах, переходят к вышестоящему коллегиальному постоянно действующему руководящему органу либо к Исполкому Бюро Партии.
Как следует из представленной в материалы дела административным истцом копии решения Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" N... от 4 декабря 2020 года, Бюро Партии, принимая во внимание, что в Санкт-Петербургском региональном отделении Партии "ЯБЛОКО" не выполнялись обязанности, возлагаемые нормативными документами Партии и решениями ее руководящих органов на структурные подразделения, по своевременной передаче сведений об изменениях в данных о членах регионального отделения Партии, что привело к нарушению пунктов 2.8, 3.10 Правил учета, регистрации и оформления документов по учету членов Партии и установленного Уставом Партии принципа единства системы учета и регистрации, решило принять к сведению, что полномочия всех руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии, в том числе: Конференции, Регионального Совета, Бюро Регионального Совета и Председателя регионального отделения, а равно полномочия всех руководителей и их заместителей, а также коллективных руководящих органов структурных подразделений Санкт-Петербургского регионального отделения - местных и первичных отделений приостановлены в связи с назначением настоящим решением Бюро Партии перерегистрации членов Партии в Санкт-Петербургском региональном отделении и утратой по этой причине членами руководящих и контрольно-ревизионных органов права голоса согласно пунктам 7.9.1 и 9.1.14 Устава Партии (пункт 3). Полномочия Регионального Совета и Бюро Регионального Совета, в том числе полномочия, связанные с выборами, на время приостановления деятельности руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии переходят к Бюро Партии и Исполкому в пределах их компетенции (пункт 7), (л.д. 30-31 том 1).
Согласно выписке из протокола Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" от 2 июля 2021 года N.., Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО", исполняя решение Бюро Партии от 4 декабря 2020 года N... и пункт 13.9.1 Устава Партии полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО", в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктами 16.8.5.33, 18.5.7.21 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", на основании протокола счетной комиссии Бюро Партии от 2 июля 2021 года о результатах тайного голосования, приняло решение о выдвижении кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское по многомандатному избирательному округу N... следующих граждан, в том числе: С.Н.Н, "дата" года рождения, место рождения "адрес". Решение Бюро Партии N N... принято 2 июля 2021 года (л.д. 25-26 том 1).
Также из представленной выписки из протокола N... от 2 июля 2021 года следует, что решением Бюро Партии Бюро Партии, исполняющим полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партия "ЯБЛОКО", решен вопрос о кратком наименовании избирательного объединения - "Санкт-Петербургское региональное отделение Партия "ЯБЛОКО" (л.д. 27 том 1).
Учитывая указанное, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Бюро Партии, принимая решение N... от 2 июня 2021 года о выдвижении кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское по многомандатному избирательному округу N 2, в том числе С.Н, Н, исполняло полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО", наделенного в силу пункта 18.5.7.21. Устава полномочиями по выдвижению кандидатов на повторных и дополнительных выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий о предварительном согласовании в соответствии с пунктом 18.2.12. настоящего Устава, в представительные органы муниципальных образований.
Выводы суда первой инстанции о том, что представленные административным истцом выписка из протокола N... Заседания Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на 4 листах в 1 экземпляре и решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 декабря 2020 года N... на 2 листах в 1 экземпляре содержат необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать, вывод о принятии уполномоченным органом в правомочном составе при наличии согласия С.Н.Н. решения о выдвижении С.Н.Н. кандидатом в депутаты от избирательного объединения "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", являются правильными (л.д. 164-168, 169-170 том 1).
Доводы апелляционной жалобы о том, что С.Н.Н. не давал согласие на выдвижение федеральному органу Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", а дал согласие иному избирательному объединению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" являются ошибочными, опровергается Уставом Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и принятыми решениями постоянно действующего руководящего органа партии - Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Доводы апелляционной жалобы о приостановлении деятельности Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" опровергаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая не содержит таких сведений (л.д. 55-67 том 1).
Решением Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" N... от 4 декабря 2020 года были приостановлены полномочия всех руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии, в том числе: Конференции, Регионального Совета, Бюро Регионального Совета и Председателя регионального отделения, а равно полномочия всех руководителей и их заместителей, а также коллективных руководящих органов структурных подразделений Санкт-Петербургского регионального отделения - местных и первичных отделений с возложением указанных полномочий на Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО".
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.