Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
при участии прокурора
Поповой Е.И, Чуфистова И.В.
Амелькович Е.С.
при секретаре
Корогодовой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2021 года апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2021 года по административному делу N2а-1021/2021 по административному исковому заявлению Ширяевой А. В. к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе кандидату в регистрации в качестве депутата муниципального образования, обязании зарегистрировать кандидатом.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административного истца Ширяевой А.В, ее представителя - Михайловой К.А, представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское - Ляшкевича С.А, заключение прокурора - Амелькович Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ширяева А.В. 21 июля 2021 года обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское (далее также - ИКМО Ланское), в котором просила:
- отменить решение Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское N 3 от 17 июля 2021 года об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2;
- обязать Избирательную комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское зарегистрировать административного истца депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
В обоснование заявленных требований Ширяева А.В. указала, что решением ИКМО Ланское от 17 июля 2021 года N 3 (далее также - оспариваемое решение) отказано в ее регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 (далее также - ВМО МО Ланское).
Административный истец полагала, что оспариваемое решение принято в противоречии с нормами подпункта "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, поскольку она представила надлежащее решение уполномоченного избирательного объединения о выдвижении ее кандидатом от Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО". Заявление о согласии баллотироваться она также давала указанному Региональному отделению РОДП "ЯБЛОКО".
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское N 3 от 17 июля 2021 года об отказе в регистрации Ширяевой Анны Владимировны кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское 6-го созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
На избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское возложена обязанность зарегистрировать Ширяеву Анну Владимировну кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское 6-го созыва по многомандатному избирательному округу N 2, не позднее дня следующего за днем вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, полагает его незаконным и необоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц: Российской объединенной демократической партии Яблоко бюро партии и Российской объединенной демократической партии Яблоко региональное объединение не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств обоснованности причин своей неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 7 июля 2021 года Ширяева А.А. подала в ИКМО Ланское заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 2 избирательному объединению Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Ширяева А.В. представила сведения о размере и источниках ее доходов, а также о принадлежащем ей на праве собственности имуществе и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о смене фамилии (т. 1 л.д. 143-157).
В порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, ИКМО Ланское выдала подтверждение о получении представленных Ширяевой А.В. документов и разрешение на открытие специального избирательного счета (л.д. 139-142).
13 июля 2021 года Ширяева А.В. получила извещении от той же даты о непредоставлении документа, необходимого для регистрации кандидата, предусмотренного подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться (т. 1 л.д. 192).
Административным истцом 15 июля 2021 года в ИКМО Ланское представлены уточнения документов, представленных административным истцом при уведомлении ИКМО Ланское о выдвижении кандидатом в депутаты:
- решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 2 июля 2021 года N N... ;
- решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 2 июля 2021 года N N... ;
- решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 декабря 2020 года N N... (повторно) (л.д. 176-186).
Решением ИКМО Ланское от 17 июля 2021 года N 3 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты МС МО Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 по основанию, изложенному в статье 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга": Ширяевой А.В. не представлен обязательный документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, подтверждающий сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Помимо всего прочего, Ширяева А.В. дала свое согласие баллотироваться структурному подразделению политической партии, полномочия которого приостановлены (т. 1 л.д. 193-195).
Ширяева А.А. подала жалобу на оспариваемое решение в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию. Из пояснений административного истца в заседании суда апелляционной инстанции следует, что рассмотрение жалобы указанной комиссией приостановлено в связи с обращением заявителя с административным иском в районный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку из представленных при рассмотрении спора доказательств следует, что решение о выдвижении Ширяевой А.В. кандидатом в депутаты принято надлежащим избирательным объединением, которому административный истец и дала согласие баллотироваться, то является необоснованной ссылка в оспариваемом решении на нарушение административным истцом подпункта "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в связи с чем, решением ИКМО Ланское N 3 от 17 июля 2021 года нельзя признать правомерным.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (пункт 7).
Решением избирательной комиссии ВМО Ланское N 2 от 20 июня 2021 года назначены выборы Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 на 19 сентября 2021 года (л.д. 107-108).
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 131 от 18 июня 2018 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 109-110).
Решением Муниципального Совета ВМО МО Ланское N N... от 30 марта 2021 года утвержден состав ИКМО Ланское в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 135-136).
Решением ИКМО Ланское от 18 марта 2021 года N N... председателем комиссии избран Никитин М.С. (л.д. 134).
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Конкретная форма извещения избирательной комиссии законом не установлена.
Статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы, в том числе:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных Методических рекомендаций, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Согласно пункту 4.12.4 Методических рекомендаций, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования приведен в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата.
Среди обязательных к представлению документов назван документ - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Так, оспариваемым решением ИКМО Ланское от 17 июля 2021 года N 3 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основанию, изложенному в статье 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга": Ширяевой А.В. не представлен обязательный документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, подтверждающий сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Помимо всего прочего, Ширяева А.В. дала свое согласие баллотироваться структурному подразделению политической партии, полномочия которого приостановлены (л.д. 193-195).
Оценивая соблюдение порядка выдвижения кандидатов избирательными объединениями суд руководствовался нормами статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 14.5 данной статьи установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящей статьи, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дано понятие избирательного объединения - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Материалами дела подтверждено, что Ширяева А.В. к заявлению об уведомлении о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации приложила нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 08 января 2003 года) (л.д. 165-167).
Также стороной административного истца в материалы дела представлена надлежащим образом заверенная копия Устава Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", с изменениями, внесенными 3-4 апреля 2021 года ХХI Съездом Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" (л.д. 73-106).
Пунктом 13.8 Устава, предусмотрено, что руководящими органами Партии и ее структурных подразделений являются, в том числе:
- коллегиальный постоянно действующий руководящий орган Партии - Бюро Партии;
- коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального и местного отделения соответственно - Бюро Регионального Совета и Бюро Совета местного отделения. В случае объединения полномочий в соответствии с пунктом 13.8.1 настоящего Устава коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального и местного отделения соответственно - Региональный совет и Совет местного отделения.
Согласно пункту 18.5.7.21 Устава Бюро Регионального Совета выдвигает кандидатов на повторных и дополнительных выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий о предварительном согласовании в соответствии с пунктом 18.2.12 настоящего Устава, в представительные органы муниципальных образований.
Пунктом 16.8.5.33 Устава предусмотрено, что Бюро Партии принимает к своему рассмотрению другие вопросы деятельности Партии, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции Съезда и компетенции Федерального Политического комитета.
В силу пунктов 13.9 и 13.9.1 Устава, при принятии руководящим органом структурного подразделения Партии решений, наносящих политический ущерб Партии, или в случае совершения Председателем структурного подразделения действий, наносящих ущерб, а также при избрании руководящего органа с нарушением настоящего Устава, деятельность этого руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии может быть приостановлена решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа вышестоящего структурного подразделения или Партии до избрания нового руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии.
На время приостановления деятельности руководящего органа или Председателя соответствующего структурного подразделения, а равно в случае истечения срока их полномочий или их досрочного прекращения полномочия руководящего органа, в том числе полномочия, связанные с участием в выборах, переходят к вышестоящему коллегиальному постоянно действующему руководящему органу либо к Исполкому Бюро Партии.
Как следует из представленной в материалы дела административным истцом копии решения Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" N N... от 4 декабря 2020 года, Бюро Партии, принимая во внимание, что в Санкт-Петербургском региональном отделении Партии "ЯБЛОКО" не выполнялись обязанности, возлагаемые нормативными документами Партии и решениями ее руководящих органов на структурные подразделения, по своевременной передаче сведений об изменениях в данных о членах регионального отделения Партии, что привело к нарушению пунктов 2.8, 3.10 Правил учета, регистрации и оформления документов по учету членов Партии и установленного Уставом Партии принципа единства системы учета и регистрации, решило принять к сведению, что полномочия всех руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии, в том числе: Конференции, Регионального Совета, Бюро Регионального Совета и Председателя регионального отделения, а равно полномочия всех руководителей и их заместителей, а также коллективных руководящих органов структурных подразделений Санкт-Петербургского регионального отделения - местных и первичных отделений приостановлены в связи с назначением настоящим решением Бюро Партии перерегистрации членов Партии в Санкт-Петербургском региональном отделении и утратой по этой причине членами руководящих и контрольно-ревизионных органов права голоса согласно пунктам 7.9.1 и 9.1.14 Устава Партии (пункт 3).
Полномочия Регионального Совета и Бюро Регионального Совета, в том числе полномочия, связанные с выборами, на время приостановления деятельности руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии переходят к Бюро Партии и Исполкому в пределах их компетенции (пункт 7), (л.д. 158-159).
Как следует из представленной в материалы дела выписки из протокола Бюро Партии РОДП "ЯБЛОКО" N N... от 2 июля 2021 года, Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО", исполняя согласно решению Бюро Партии от 4 декабря 2020 года N N... и пункту 13.9.1 Устава Партии полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО", в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктами 16.8.5.33, 18.5.7.21 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", на основании протокола счетной комиссии Бюро Партии от 2 июля 2021 года о результатах тайного голосования, решило выдвинуть кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское по многомандатному избирательному округу N 2 следующих граждан, в том числе: Ширяеву Анну Владимировну, 2 сентября 1983 года рождения, место рождения г. Ленинград. Решение Бюро Партии N N... принято 2 июля 2021 года (т. 1 л.д. 160-161).
Также из представленной выписки из протокола N N... от 2 июля 2021 года следует, что решением Бюро Партии, исполняющим полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партия "ЯБЛОКО", решен вопрос о кратком наименовании избирательного объединения - "Санкт-Петербургское региональное отделение Партия "ЯБЛОКО" (л.д. 162).
Учитывая указанное, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Бюро Партии, принимая решение N N... от 2 июня 2021 года о выдвижении кандидатом в депутаты муниципального совета ВМО муниципальный округ Ланское по многомандатному избирательному округу N 2 Ширяеву А.В, исполняло полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО", наделенного в силу пункта 18.5.7.21 Устава полномочиями по выдвижению кандидатов на повторных и дополнительных выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий о предварительном согласовании в соответствии с пунктом 18.2.12 настоящего Устава, в представительные органы муниципальных образований.
Представленные административным истцом выписка из протокола N N... заседания Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 4 декабря 2020 года N 2511 позволяют судебной коллегии согласиться с выводами суда первой инстанции, что указанные документы содержат необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе, при наличии согласия Ширяевой А.В, решения о выдвижении Ширяевой А.В. кандидатом в депутаты от избирательного объединения "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (т.1 л.д. 158-164). Именно избирательному объединению "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" административный истец давала согласие на выдвижение.
При таком положении, довод апелляционной жалобы о том, что Ширяева А.В. давала согласия на выдвижение иному избирательному объединению, чем то, которое приняло решение об ее выдвижении, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит указанным выше нормативным положениям и доказательствам представленным в материалы дела.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что представленная в материалы дела выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 196-208) не содержит сведений о приостановлении деятельности Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.