Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Есениной Т.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2021 года административное дело N2а-4769/2021 по апелляционной жалобе С.В.А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Санкт-Петербургу к С.В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Санкт-Петербургу Н.А.А, действующего по доверенности от 3 августа 2021 года, представителя административного ответчика С.В.А. - адвоката П.Н.О, действующей по доверенности от 18 марта 2021 года сроком на 3 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N... по Санкт-Петербургу) обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с С.В.А. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере "... " рублей, пени в размере "... " рублей "... " копеек.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу указала, что административный ответчик в 2018 году являлся владельцем объектов налогообложения: автомобиль Тойота Land Cruiser 200, государственный регистрационной знак N.., автомобиля Инфинити G25, государственный регистрационный знак N.., автомобиля Инфинити Q50, государственный регистрационной знак N.., на которые был начислен транспортный налог за 2018 год в размере "... " рублей, о чем направлено налоговое уведомление, в том числе, об уплате транспортного налога, который в установленный срок не был уплачен, в связи с чем, административному ответчику начислены пени и выставлено требование об оплате недоимки по налогам, которое также было оставлено без удовлетворения; судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени был отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2021 года административное исковое заявление МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу удовлетворено, с С.В.А. взыскано в пользу МИ ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу недоимка по транспортному налогу в размере "... " рублей, пени в размере "... " рублей "... " копеек; в доход бюджета Санкт-Петербурга - государственная пошлина в сумме "... " рублей (л.д.42-48).
В апелляционной жалобе административный ответчик С.В.А. просит решение суда отменить В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (л.д.52-54).
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
Согласно пункту 20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что административный истец состоит на налоговом учете в МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу, является плательщиком транспортного налога.
Согласно справке Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на имя С.В.А. зарегистрированы транспортные средства:
- автомобиль Тойота Land Cruiser 200, государственный регистрационной знак N.., мощностью 235 л.с, с 14 января 2011 года (л.д.73, 77);
-автомобиль НиссанИнфинити, государственный регистрационной знак N.., мощностью 222 л.с, с 6 августа 2011 года (л.д.74, 78);
-автомобиль НиссанИнфинити Q50, государственный регистрационной знак N.., мощностью 211 л.с, с 3 марта 2021 года (л.д.75, 76).
МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу направила по почте С.В.А.:
-налоговое уведомление N... от 6 сентября 2019 года об оплате, в том числе, транспортного налога за 2018 год в размере "... " рублей (л.д.17-18);
- 27 декабря 2019 требование N... по состоянию на 26 декабря 2019 года об уплате в срок до 4 февраля 2020 года, в том числе транспортного налога в размере "... " рублей и пени на недоимку по транспортному налогу в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.15, 84-85).
По заявлению МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу мировым судьей судебного участка N27 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с С.В.А. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год, который отменен определением мирового судьи того же судебного участка 10 декабря 2020 года в связи с поступившими возражениями С.В.А. (л.д.23).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговое уведомление и требование направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика (л.д.23).
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с требованием N... по состоянию на 26 декабря 2019 года срок оплаты транспортного налога и пени за 2018 год установлен до 4 февраля 2020 года, судебный приказ о взыскании с С.В.А. транспортного налога и пени за 2018 год вынесен 30 ноября 2020 года и отменен 10 декабря 2020 года, административный иск подан в суд 4 марта 2021 года, то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей, и если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Судебный приказ N... от 30 ноября 2020 года о взыскании с С.В.А. транспортного налога за 2018 год и пени отменен мировым судьей в соответствии с частью 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения, а не в порядке главы 35 поименованного Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный иск о взыскании с С.В.А. задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени подан в установленный срок.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Размер транспортного налога за 2018 год с учетом мощности транспортных средств составляет:
-за автомобиль Тойота Land Cruiser 200, государственный регистрационной знак N.., мощностью 235 л.с, - "... " рублей (235 л.с. х 75 мощность : 12 месяцев в году х 12 месяцев владения);
-за автомобиль НиссанИнфинити, государственный регистра-ционный знак N.., мощностью 222 л.с, - "... " рублей (222 л.с. х 75 мощность : 12 месяцев в году х 12 месяцев владения);
-за автомобиль НиссанИнфинити Q50, государственный регис-трационной знак N.., мощностью 211 л.с, - "... " рублей (211 л.с. х 75 мощность : 12 месяцев в году х 12 месяцев владения), а всего "... " рублей.
При расчете транспортного налога за автомобиль Тойота Land Cruiser 200, государственный регистрационной знак N.., МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу допущена ошибка, так как указана мощность транспортного средства 235, 21 л.с. вместо 235 л.с. (л.д.15, 73, 77).
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начисле-нием пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сум-ма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, упла-чиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
МИ ФНС России N17 по Санкт-Петербургу просит взыскать с С.В.А. пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 2 декабря 2018 года по 25 декабря 2019 года (л.д.13-14).
С учетом ставки рефинансирования размер пени на сумму "... " рублей за указанный период составляет "... " рублей "... " копеек (с 2 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года (13 дней просрочки) "... " рубль "... " копеек ("... ") и с 16 декабря 209 года по 25 декабря 2019 года (10 дней просрочки) "... " рубля "... " копеек ("... ").
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств своевременной и в полном объеме оплаты транспортного налога за 2018 год и пени.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей "... " копеек ("... ").
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2021 года изменить.
Взыскать С.В.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме "... " рублей и пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за период с 2 декабря 2019 года по 25 декабря 2019 года в размере "... " рублей "... " копеек.
Взыскать С.В.А. государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере "... " рублей "... " копеек.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.