Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Носковой Н.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 октября 2021 года административное дело N2а-3651/2021 по апелляционной жалобе А.Е.В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу к А.Е.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, пени.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу Г.В.И, действующего на основании доверенности от 07 июля 2021 года сроком до 31 декабря 2021 года, административного ответчика А.Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу) обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с А.Е.В. задолженность:
-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2019 год в сумме "... " рубля, пени в сумме "... " рубль "... " копейку;
-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме "... " рубля, пени в сумме "... " рублей "... " копейки.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу указала, что А.Е.В. с 28 декабря 2018 года осуществляет деятельность арбитражного управляющего и в соответствии с частью 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование не поступили, требование об уплате страховых взносов в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены, судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам отменен в связи с поступившими возражениями А.Е.В. (л.д. 2-4).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, с А.Е.В. взыскано: в доход Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме "... " рубля, пени в сумме "... " рубль "... " копейка; в доход Федерального фонда обязательного медицинского страхования задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере "... " рубля, пени в сумме "... " рублей 33 копейки; в доход бюджета Санкт-Петербурга расходы по государственной пошлине в сумме "... " рублей (л.д. 30-35).
В апелляционной жалобе А.Е.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что в 2019 году отсутствовал доход от деятельности арбитражного управляющего, о чем в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ с указанием дохода ? 0 рублей, и в связи с отсутствием у неё дохода у неё отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов (л.д. 37-40).
Выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" арбитражные управляющие являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет арбитражного управляющего осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 4.1 которой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что А.Е.В. с 28 декабря 2018 года является арбитражным управляющим.
18 февраля 2020 года МИ ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу направила А.Е.В. требование N... по состоянию на 03 февраля 2020 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере "... " "... " рубля и пени в размере "... " рубль "... " копейка, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере "... " рубля и пени в размере "... " рублей "... " копейки в срок до 16 марта 2020 года (л.д.6, 7).
15 мая 2020 года мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ N... а-181/2020-194 о взыскании с А.Е.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере "... " "... " рубля и пени в разере 201 рубль 81 копейка и недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере "... " рубля и пени в размере "... " рублей "... " копейки, который отменен определением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от 30 октября 2020 года в связи с поступившими возражениями А.Е.В. (л.д.5).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере "... " рубля за расчетный период 2019 года (подпункт 1) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере "... " рубля за расчетный период 2019 года (подпункт 2).
Таким образом, А.Е.В, являясь арбитражным управляющим, в отсутствие дохода в 2019 году обязана была оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере "... " рубля и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере "... " рубля.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации А.Е.В. не представила доказательств своевременной оплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год.
Довод апелляционной жалобы А.Е.В. о том, что в 2019 году у неё отсутствовал доход от деятельности арбитражного управляющего, о чем в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ с указанием дохода ? 0 рублей, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо уплачивать и в случае превышения доходов налогоплательщика 300 000 рублей, а также в случае, когда доход налогоплательщика не превышает данную сумму.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
В постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правильность расчета пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательно медицинское страхование за 2019 год административным ответчиком не оспорена, апелляционной инстанцией расчет проверен, арифметических ошибок не содержит.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что административный иск о взыскании с А.Е.В. страховых взносов и пени подан в установленный срок.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положения статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом МИ ФНС России N27 по Санкт-Петербургу соблюдены, требование об уплате страховых взносов направлено административному ответчику по почте 18 февраля 2020 года (л.д.7).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требовании N... по состоянию на 03 февраля 2020 года об уплате страховых взносов за 2019 год установлен срок уплаты до 16 марта 2020 года (л.д.6).
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ по делу N... о взыскании с А.Е.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени вынесен 15 мая 2020 года мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного в требовании N... (л.д.5).
Определением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от 30 октября 2020 года отменен судебный приказ N... от 15 мая 2020 года в связи с поступившими возражениями А.Е.В. (л.д.5).
Административное исковое заявление поступило в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга "дата", то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа (л.д.2-4).
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей ("... ".
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Е.В.- без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.